Этап 2: определение светов и теней
Газета, состоящая из одних фельетонов, невозможна. Нельзя дать разницу без сравнения.
Виктор Шкловский
После анализа изображения настал черед определения, если требуется, черной и белой точек, т. е. установки тех значений тона, которые в нашем изображении служат белым и черным цветами.
Замечание
Вы не должны забывать, что в технических системах тоновая шкала гораздо уже, чем в действительности. Поэтому репродукционнным техническим устройствам необходимо "привязываться" не к абсолютно белому или черному цвету, которые только существуют в природе, а к тем цветам, которые система может обеспечить. Тем самым пользователь технической системы перемещает более узкий диапазон по более длинной шкале реальности в соответствии с задачей репродуцирования или в связи с "художественным умыслом".
Таким образом, базовой задачей тоновой коррекции следует считать установку экстремальных значений света и тени (самого светлого – белого и самого темного – черного), т. е. определение тонового диапазона как такового.
Этот этап по-другому можно назвать установкой белой и черной точек, или определением тональных экстремумов.
Справка
Экстремум – в математике представляет максимальное или минимальное значение непрерывной функции, является общим названием максимума и минимума (происходит от латинского слова "extremum", что переводится как "крайний").
В программе Adobe Photoshop определение тональных экстремумов можно выполнить несколькими способами. Для экспериментов самым удобным является применение корректирующих слоев.
Замечание
При этом важно определять истинные света или тени с тем, чтобы тоновый диапазон был ограничен только значимыми уровнями и не включал случайные "выбросы" (ненужные блики или царапины).
Для конкретного изображения экстремумами являются всего две основных точки – это белая точка, т. е. значение белого в данном изображении, и. соответственно, черная, определяющая значение черного, тоже в данном изображении. Все остальные тоны располагаются между ними. И понятно, что, если эти точки будут расположены очень близко друг к другу – то получится узкий диапазон (рис. 19.4) и, может быть, от 256 тонов останутся всего несколько. Такая ситуация вполне возможна, например, в декоративных изображениях, однако для целей репродуцирования требуется обеспечение максимально широкого диапазона.
Рис. 19.4. Пример изображения, гистограмма которого отображает суженный тоновый диапазон яркостей
Для того чтобы установить новые значения краевых точек (в свете и тенях), необходимо выполнить следующие действия:
- Рекомендуется установить площадь охвата инструмента Eyedropper (Пипетка), равную 3x3 пикселов. Для этого необходимо щелчком на кнопке инструмента Eyedropper (Пипетка) в панели параметров в списке Sample Size (Размер образца) выбрать вариант 3 By 3 Average (В среднем 3x3), который отображает усредненный цвет совокупности текущего пиксела и еще по одному пикселу вокруг. Это необходимо для того, чтобы "выборка" была более репрезентативной.
- Открыть палитру Info (Инфо), с помощью которой можно объективно оценить яркости подходящих пикселов и определить среди них самые светлые и самые темные. При этом следует учесть, что самой светлой должна быть реальная область светов, а не случайный блик или царапина на сканируемом изображении и т. п. Это же соображение касается и теней.
- Выполнить команду Levels (Уровни) меню Image/Adjust (Изображение/ Коррекция). На экран выводится диалоговое окно Levels (Настроить уровни) (рис. 19.5), в котором можно изменить диапазон уровней яркости, контраста и гаммы (коэффициент контраста в средней части диапазона), а также определить белую и черную точки.
- Двойным щелчком по кнопке светлой пипетки можно вызвать на экран диалоговое окно Color Picker (Палитра цветов), в котором установить значение цвета, принимаемого за самый светлый в данном изображении.
Рис. 19.5. Диалоговое окно Levels