Продукция, товары и услуги
Создатели бизнес-плана, как правило, гораздо лучше разбираются в рассматриваемой отрасли бизнеса, чем инвестор. Особенно это заметно в Интернет-бизнесе. Поэтому все особенности и, главное, преимущества товаров и услуг компании должны быть описаны в простой и понятной форме.
Описание товаров и услуг
Если компания производит и реализует продукцию или продает товары, необходимо составить описание, содержащее следующую информацию:
- назначение продукции (товара);
- технические характеристики;
- внешний вид (с приложением фотографии);
- цена (для товара – закупочная цена и цена реализации).
Если планируется оказание услуг, то необходимо указать следующие характеристики:
- назначение;
- описание услуги и процесса ее предоставления;
- цена.
Если ассортимент продукции, товаров и услуг слишком широк для представления в бизнес-плане всех его составляющих, необходимо описать группы товаров с конкретными примерами.
Сайт компании и сервис
В отличие от обычных компаний, где клиент может купить товар в торговом зале или обратиться за услугой в офис предприятия, Интернет-компании принимают заказы на своих сайтах и доставляют товары клиенту по указанному им адресу. Услуги клиенту, как правило, оказываются непосредственно на сайте компании.
Эта особенность Интернет-бизнеса делает необходимым подробное описание в бизнес-плане сервиса, связанного с обслуживанием покупателей. Необходимость подробного описания сервиса важна еще и потому, что основные конкурентные преимущества Интернет-компании могут быть связаны не столько с продукцией или товаром (особенно для торговых компаний, продающих типовые товары, которые есть и в магазинах конкурентов), сколько с качеством сервиса, сопровождающего процесс покупки.
В связи с этим в данном разделе бизнес-плана необходимо отразить следующую информацию:
- внешний вид сайта (главная страница, каталог товаров и услуг, другие ключевые страницы);
- описание преимуществ системы навигации по сайту, системы поиска и других инструментов, помогающих клиенту найти и выбрать товар;
- описание системы оформления и исполнения заказа;
- информация о системах оплаты (банковским переводом, при помощи платежных систем и т. п.);
- подробное описание системы доставки товаров. Доставка является очень важной частью деятельности Интернет-компании. В бизнес-плане необходимо описать способы доставки (курьером, почтой и т. п.), сроки доставки каждым из способов, цену доставки для клиента. Необходимо сравнить эти параметры с аналогичными параметрами конкурентов;
- условия и сроки возврата товаров, по которым у пользователя имеются обоснованные претензии;
- предпродажное и послепродажное обслуживание;
- гарантийные сроки и ремонт.