План маркетинга
Таблица 10.1. Комплексная оценка конкурентоспособности Интернет-компании.
Факторы конкуренции | Компания | Конкурент А | Конкурент Б | … |
Продукт (Услуга) | ||||
Качество | ||||
Престиж торговой марки | ||||
Уникальность | ||||
Универсальность | ||||
Упаковка | ||||
Срок службы | ||||
Гарантийный срок | ||||
Надежность | ||||
Технические характеристики | ||||
Удобство в употреблении | ||||
Возможность замены некачественного изделия | ||||
Цена | ||||
Прейскурантная | ||||
Цена со скидкой и условия предоставления скидок | ||||
Сайт. Сервис. Каналы сбыта | ||||
Дизайн сайта компании | ||||
Удобство навигации и поиска | ||||
Известность сайта и его доменного имени | ||||
Виды и сроки доставки товаров (сроки оказания услуг) | ||||
Регионы, в которые осуществляется доставка | ||||
Удобство оплаты заказов, спектр систем оплаты | ||||
Возможность отслеживания клиентом стадии исполнения заказа | ||||
Посредники (дилеры, комиссионеры и др.) | ||||
Степень охвата рынка каналами сбыта | ||||
Продвижение | ||||
Интернет-реклама для потребителей | ||||
Реклама для посредников (привлечение партнеров в партнерские программы и др.) | ||||
Offline-реклама | ||||
Личные продажи | ||||
Стимулирование сбыта | ||||
PR |
Оценка конкурентоспособности может быть проведена на качественном и количественном уровне.
На качественном уровне все параметры, рассмотренные в табл. 10.1, описываются словами. При этом потенциальный инвестор может видеть, чем именно отличается тот или иной параметр компании от соответствующих параметров конкурентов.
Для количественного сравнения можно использовать оценку каждого параметра в баллах и получить общую сумму баллов для компании и каждого конкурента, которая и будет характеризовать сравнительную конкурентоспособность каждого из них.
Очевидно, что значимость различных параметров для оценки общей конкурентоспособности не одинакова. Поэтому можно ввести для каждого из них весовые коэффициенты, определяющие их значимость. Например, все параметры оцениваются по десятибалльной шкале, но весовой коэффициент для параметра "качество продукта" равен единице, а для параметра "возможность отслеживания клиентом стадии исполнения заказа" – 0.05. При этом общая оценка получается суммированием оценок каждого из параметров (по десятибалльной шкале), умноженных на соответствующие весовые коэффициенты.