Организация. Управление. Персонал.
То, в какой мере удастся пробудить интерес потенциального инвестора к проекту, часто зависит от деловых качеств персонала и подхода инициаторов проекта к организации бизнеса.
Менеджеры и владельцы. Команда проекта.
Как правило, потенциального инвестора очень интересует информация о лицах, которые будут занимать ведущие должности в компании и от деятельности которых во многом зависит успех проекта. К таким лицам относятся ведущие менеджеры и владельцы компании.
Потенциальному инвестору может быть интересна информация о следующих лицах:
- основателях (разработчиках и инициаторах) проекта;
- активных инвесторах. Если в проекте несколько инвесторов, они должны иметь информацию друг о друге;
- сотрудниках на ключевых постах.
Обычно достаточно включить в бизнес-план тщательно подобранные краткие сведения об уровне квалификации и профессиональных достижениях каждого из ключевых специалистов. Желательно привести краткие данные из их биографий.
Для Интернет-компании важно, чтобы ключевые специалисты имели опыт работы в Интернет-проектах или, по крайней мере, хорошо (с практической точки зрения) себе представляли особенности Интернет-бизнеса.
Если лицу, информация о котором приводится в бизнес-плане, принадлежат акции или доля в уставном капитале компании, необходимо указать размер пакета акций (доли).
Организационная структура
Вновь создаваемая Интернет-компания, как правило, имеет не слишком большое количество персонала, но, по мере выхода проекта на планируемые показатели, это количество должно увеличиваться. Организационная структура компании должна быть тщательно разработана и представлена потенциальному инвестору в бизнес-плане.
Для подготовки организационной схемы разработчикам проекта необходимо рассмотреть следующие вопросы:
- каковы ближайшие потребности компании в персонале и как эти потребности будут изменяться в процессе развития бизнеса. Какие функции должен выполнять каждый сотрудник;
- каковы требования к сотрудникам, которые должны будут выполнять соответствующие функции;
- как будут строиться взаимоотношения (подчиненность) между этими лицами и каким образом будут устанавливаться задачи для них.
В бизнес-плане организационная схема, как правило, не приводится детально. Обозначаются ключевые посты, подразделения и их функции. Обычно организационная схема строится либо по функциональному принципу (конкретные люди работают на отдел маркетинга, финансовый отдел и т. п.), либо по принципу ориентации сотрудников на продукцию (каждый сотрудник работает на продукт А, продукт Б и т.д.) – Некоторые сотрудники могут сочетать выполнение определенных функций с работой на конкретный продукт или направление.
Организационная схема должна разрабатываться с учетом всех остальных разделов бизнес-плана. Необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- за выполнение каждой функции, предусмотренной в каком-либо разделе бизнес-плана, должен отвечать конкретный сотрудник или подразделение компании;
- функции подразделений и сотрудников должны быть четко определены, иначе неизбежно раздутие штата, и возможен необоснованный рост расходов на оплату труда;
- в организационной схеме должны быть четко определены полномочия каждого из ключевых сотрудников, чтобы в процессе создания и развития проекта не возникали конфликты по поводу того, кто кому подчиняется и кто за что несет ответственность. Желательно избегать двойного подчинения и выполнения одних и тех же функций несколькими сотрудниками или подразделениями.