Иллюстрированный самоучитель по ведению бизнеса в Интернет

Производство. Торговля. Поставки.

Поставщики сырья, материалов, услуг, товаров для перепродажи

Данная часть раздела составляется на основе данных, полученных в результате маркетинговых исследований. Здесь необходимо обосновать выбор тех или иных поставщиков по ключевым видам сырья, материалов, услуг и товаров для перепродажи. Для каждого вида потребляемых компанией материальных ценностей и услуг необходимо указать поставщика (поставщиков), цену и основные условия работы. Для ключевых позиций следует привести обоснование выбора поставщика. При этом нужно сравнить его с альтернативными поставщиками, например по следующим параметрам:

  • цена;
  • наличие отсрочки платежа и иные благоприятные для компании условия;
  • возможность получения товаров "на реализацию";
  • надежность работы, деловая репутация;
  • качество продукции (товаров, услуг).

Тщательный выбор поставщиков зачастую обеспечивает значительную часть успеха деятельности компании. Потенциальный инвестор должен видеть, что инициаторы проекта подошли к этому вопросу со всей необходимой серьезностью.

Себестоимость

Материал для составления данной части раздела берется из двух предыдущих частей. Каждый вид продукции (услуг) компании имеет свою себестоимость, складывающуюся из следующих элементов:

  • сырье, материалы, товары для перепродажи (включая транспортные расходы);
  • заработная плата персонала, занятого непосредственно в производстве (оказании услуг), и обязательные отчисления, установленные законодательством;
  • услуги и работы сторонних организаций (непосредственно связанные с производством и оказанием услуг);
  • расходы по содержанию и эксплуатации оборудования;
  • общехозяйственные расходы.

В бизнес-плане необходимо раскрыть себестоимость всех видов продукции (услуг). Здесь не учитываются расходы по продвижению товаров и услуг и управленческие расходы (им посвящены другие разделы бизнес-плана).

Необходимое оборудование и затраты на его приобретение

Для обеспечения своей деятельности Интернет-компания нуждается в различном оборудовании:

  • оборудование для создания, размещения и управления сайтом (компьютерное и коммуникационное оборудование);
  • производственное оборудование (оборудование, используемое непосредственно в процессе производства, торговли и обслуживания клиентов);
  • офисное оборудование (персональные компьютеры, мебель, другая офисная техника);
  • транспорт.

В данной части раздела определяется общая потребность компании в различном оборудовании. Оборудования должно быть достаточно для обеспечения нормальной работы всех подразделений компании.

Как и в случае сырья, материалов и товаров для перепродажи, выбор поставщиков оборудования должен быть в бизнес-плане обоснован. Основой для выбора поставщиков могут служить следующие критерии:

  • цена оборудования;
  • условия оплаты (возможность оплаты в рассрочку, лизинг и т. п.);
  • технические характеристики;
  • срок службы;
  • гарантийный срок;
  • качество монтажа, ремонта и обслуживания;
  • надежность.

Существенно уменьшить размер необходимых инвестиций может замена покупки оборудования его арендой. Такой подход позволяет снизить риск потерь в случае неудачи проекта. Реализация оборудования (особенно имеющего узкую специализацию), как правило, является достаточно сложной задачей. Потери при этом могут доходить до 80% от первоначальной стоимости оборудования. Некоторое особенно узко специализированное оборудование вообще практически невозможно продать.

Однако аренда имеет и свои недостатки. Арендные платежи увеличивают постоянные расходы компании, в результате чего для достижения точки безубыточности требуется добиться более высокого объема продаж, чем в случае приобретения оборудования в собственность.

Составление данной части раздела должно заканчиваться разработкой сметы расходов на приобретение и аренду оборудования и календарного плана этих расходов.

Размещение компании. Связь. Инфраструктура.

В наиболее общем случае для размещения Интернет-компании необходимы офисные, складские и производственные (если имеется производство) помещения. В этих помещениях нужно обеспечить телефонную связь и другую инфраструктуру, необходимую для нормального функционирования компании.

Помещения могут приобретаться в собственность компании или арендоваться. Если компания планирует достаточно активный рост в течение сравнительно длительного времени, возможно, появится необходимость увеличения площади производственных, складских и офисных помещений. В период роста целесообразно арендовать помещения, поскольку если компания "вырастет" из помещения, находящегося в собственности, может возникнуть необходимость его продажи и приобретения нового помещения. Расходы и возможные потери при этом обычно существенно превышают расходы на смену арендуемого помещения, хотя возможны и исключения.

Для стабильно работающей компании предпочтительно иметь помещения в собственности. Во-первых, при этом уменьшаются постоянные расходы (по сравнению с арендой), во-вторых, собственное помещение может быть использовано в качестве дополнительного обеспечения при получении компанией кредитов и займов.

В этой части раздела необходимо составить календарный план затрат на приобретение, аренду и ремонт помещений, необходимых компании для осуществления ее деятельности. При этом для обоснования выбора конкретных помещений могут использоваться следующие аргументы:

  • расчетная потребность в производственных площадях, площадях офисных и складских помещений;
  • цена каждого конкретного помещения или размер арендной платы;
  • размер затрат на ремонт арендуемых или приобретаемых помещений;
  • географическое и территориальное расположение помещений (например, необходимость иметь склад в определенном регионе или предпочтительность размещения представительского офиса компании в центре города);
  • наличие требуемой инфраструктуры и затраты, необходимые для ее доведения до уровня, достаточного для нормального функционирования компании.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.