Производство. Торговля. Поставки.
Поставщики сырья, материалов, услуг, товаров для перепродажи
Данная часть раздела составляется на основе данных, полученных в результате маркетинговых исследований. Здесь необходимо обосновать выбор тех или иных поставщиков по ключевым видам сырья, материалов, услуг и товаров для перепродажи. Для каждого вида потребляемых компанией материальных ценностей и услуг необходимо указать поставщика (поставщиков), цену и основные условия работы. Для ключевых позиций следует привести обоснование выбора поставщика. При этом нужно сравнить его с альтернативными поставщиками, например по следующим параметрам:
- цена;
- наличие отсрочки платежа и иные благоприятные для компании условия;
- возможность получения товаров "на реализацию";
- надежность работы, деловая репутация;
- качество продукции (товаров, услуг).
Тщательный выбор поставщиков зачастую обеспечивает значительную часть успеха деятельности компании. Потенциальный инвестор должен видеть, что инициаторы проекта подошли к этому вопросу со всей необходимой серьезностью.
Себестоимость
Материал для составления данной части раздела берется из двух предыдущих частей. Каждый вид продукции (услуг) компании имеет свою себестоимость, складывающуюся из следующих элементов:
- сырье, материалы, товары для перепродажи (включая транспортные расходы);
- заработная плата персонала, занятого непосредственно в производстве (оказании услуг), и обязательные отчисления, установленные законодательством;
- услуги и работы сторонних организаций (непосредственно связанные с производством и оказанием услуг);
- расходы по содержанию и эксплуатации оборудования;
- общехозяйственные расходы.
В бизнес-плане необходимо раскрыть себестоимость всех видов продукции (услуг). Здесь не учитываются расходы по продвижению товаров и услуг и управленческие расходы (им посвящены другие разделы бизнес-плана).
Необходимое оборудование и затраты на его приобретение
Для обеспечения своей деятельности Интернет-компания нуждается в различном оборудовании:
- оборудование для создания, размещения и управления сайтом (компьютерное и коммуникационное оборудование);
- производственное оборудование (оборудование, используемое непосредственно в процессе производства, торговли и обслуживания клиентов);
- офисное оборудование (персональные компьютеры, мебель, другая офисная техника);
- транспорт.
В данной части раздела определяется общая потребность компании в различном оборудовании. Оборудования должно быть достаточно для обеспечения нормальной работы всех подразделений компании.
Как и в случае сырья, материалов и товаров для перепродажи, выбор поставщиков оборудования должен быть в бизнес-плане обоснован. Основой для выбора поставщиков могут служить следующие критерии:
- цена оборудования;
- условия оплаты (возможность оплаты в рассрочку, лизинг и т. п.);
- технические характеристики;
- срок службы;
- гарантийный срок;
- качество монтажа, ремонта и обслуживания;
- надежность.
Существенно уменьшить размер необходимых инвестиций может замена покупки оборудования его арендой. Такой подход позволяет снизить риск потерь в случае неудачи проекта. Реализация оборудования (особенно имеющего узкую специализацию), как правило, является достаточно сложной задачей. Потери при этом могут доходить до 80% от первоначальной стоимости оборудования. Некоторое особенно узко специализированное оборудование вообще практически невозможно продать.
Однако аренда имеет и свои недостатки. Арендные платежи увеличивают постоянные расходы компании, в результате чего для достижения точки безубыточности требуется добиться более высокого объема продаж, чем в случае приобретения оборудования в собственность.
Составление данной части раздела должно заканчиваться разработкой сметы расходов на приобретение и аренду оборудования и календарного плана этих расходов.
Размещение компании. Связь. Инфраструктура.
В наиболее общем случае для размещения Интернет-компании необходимы офисные, складские и производственные (если имеется производство) помещения. В этих помещениях нужно обеспечить телефонную связь и другую инфраструктуру, необходимую для нормального функционирования компании.
Помещения могут приобретаться в собственность компании или арендоваться. Если компания планирует достаточно активный рост в течение сравнительно длительного времени, возможно, появится необходимость увеличения площади производственных, складских и офисных помещений. В период роста целесообразно арендовать помещения, поскольку если компания "вырастет" из помещения, находящегося в собственности, может возникнуть необходимость его продажи и приобретения нового помещения. Расходы и возможные потери при этом обычно существенно превышают расходы на смену арендуемого помещения, хотя возможны и исключения.
Для стабильно работающей компании предпочтительно иметь помещения в собственности. Во-первых, при этом уменьшаются постоянные расходы (по сравнению с арендой), во-вторых, собственное помещение может быть использовано в качестве дополнительного обеспечения при получении компанией кредитов и займов.
В этой части раздела необходимо составить календарный план затрат на приобретение, аренду и ремонт помещений, необходимых компании для осуществления ее деятельности. При этом для обоснования выбора конкретных помещений могут использоваться следующие аргументы:
- расчетная потребность в производственных площадях, площадях офисных и складских помещений;
- цена каждого конкретного помещения или размер арендной платы;
- размер затрат на ремонт арендуемых или приобретаемых помещений;
- географическое и территориальное расположение помещений (например, необходимость иметь склад в определенном регионе или предпочтительность размещения представительского офиса компании в центре города);
- наличие требуемой инфраструктуры и затраты, необходимые для ее доведения до уровня, достаточного для нормального функционирования компании.