Производство. Торговля. Поставки.
Успех проекта не в последнюю очередь зависит от продуманности и рациональности организации всего процесса хозяйственной деятельности, включающей производство продукции (если оно предусматривается в рамках проекта), организацию продаж, складирование товаров, прием и обработку заказов, организацию учета и т. п.
В бизнес-плане этим вопросам должно быть уделено достаточное внимание. Сметы расходов и калькуляции себестоимости товаров и услуг, приводимые в данном разделе, используются в дальнейшем при составлении общего финансового плана и расчете финансовых показателей проекта.
Создание сайта компании
Для Интернет-компании сайт является лицом фирмы. Новые посетители, впервые попадая на сайт, составляют по нему свое впечатление о компании. Удобство навигации и простота поиска товаров и услуг, интересующих клиента, оставляют приятное впечатление у покупателя и повышают шансы на то, что он вернется на сайт для совершения повторной покупки.
Процесс создания сайта состоит из следующих этапов:
- формулирование общих требований к сайту. На этом этапе в общих чертах формулируются задачи, которые должен решать сайт (знакомить посетителей с информацией о компании, ее товарах и услугах, позволять покупателям оформлять заказы и отслеживать их исполнение, служить источником полезной информации для потенциальных покупателей, давать возможность посетителям легко находить товары и услуги и сравнивать их между собой и т. д.). Иначе говоря, на этом этапе формулируется общая идея сайта;
- разработка технического задания. Если общая идея сайта может быть сформулирована менеджерами компании, то разработкой технического задания должны заниматься специалисты в предметной области проекта, имеющие, кроме того, определенное представление о процессе программирования (чтобы у них не возникало вопросов к программистам вроде: "А можно ли сделать вот это?"). Техническое задание представляет собой подробный документ, который по своей сути является проектом сайта (описание каждой страницы, взаимосвязи страниц, системы навигации, системы публикации информации и т. п.). Оно содержит информацию, позволяющую программистам создать именно то, что хочет видеть заказчик;
- разработка дизайна сайта. Сайт должен иметь вид профессионально сделанного продукта. Дизайн играет в этом весьма важную роль. При разработке дизайна выбирается цветовое решение, определяется внешний вид страниц сайта. Естественно, дизайн должен учитывать требования, выдвигаемые в техническом задании (количество элементов навигации, баннерные места и т. п.), поэтому дизайн разрабатывается после технического задания или одновременно с ним;
- программирование. На этом этапе происходит непосредственно создание сайта.
Процесс создания сайта (если у компании его еще нет) должен быть отражен в бизнес-плане. При этом необходимо указать, кто будет заниматься разработкой технического задания и дизайна и программированием сайта.
Сайт может создаваться собственными силами компании. В этом случае необходимо иметь в штате или привлекать по договору профессиональных дизайнеров и программистов.
Компания может заказать изготовление сайта профессиональной дизайн-студии. В этом случае, как правило, затраты бывают значительно выше, чем при создании сайта собственными силами. Выбор дизайн-студии необходимо обосновать. Обоснованием может служить, например, соотношение цены и качества (качество можно оценить при помощи анализа портфолио дизайн-студии).
Независимо от того, будет компания привлекать дизайн-студию или нет, данную часть раздела необходимо завершить сметой и календарным планом работ по созданию сайта.
Выбор интернет-провайдера
Интернет-компания не может существовать без доступа в Интернет. Доступ в сеть может осуществляться по коммутируемым телефонным линиям, по выделенным телефонным линиям и цифровым каналам связи.
В бизнес-плане необходимо обосновать, какая пропускная способность каналов связи необходима компании. Чем шире канал, тем дороже стоит его эксплуатация. Поэтому на каждом этапе развития проекта целесообразно ограничиваться минимально необходимым каналом доступа в сеть.
Услуги по предоставлению доступа в Интернет оказывают интернет-провайдеры. Как правило, на территории региона действует несколько таких провайдеров. Компании необходимо выбрать из них оптимального для ее целей и обосновать этот выбор в бизнес-плане.
Критериями выбора интернет-провайдера являются:
- стоимость подключения (разового платежа за подключение и настройку оборудования, обеспечивающего клиенту доступ в Интернет);
- стоимость аренды канала (многие провайдеры взимают с клиентов плату за аренду канала связи, цена которой не зависит от интенсивности использования Интернета клиентом);
- стоимость траффика. Большинство провайдеров рассчитывают стоимость своих услуг исходя из объема траффика, потребляемого клиентом. Как правило, стоимость траффика измеряется в долларах за Гбайт;
- каналы связи, которыми располагает провайдер (пропускная способность и надежность каналов). При этом важны не только каналы, соединяющие, например, офис компании и интернет-площадку провайдера, но и каналы связи, которыми располагает сам провайдер для дальнейшей передачи и получения данных;
- коммуникационное оборудование, применяемое провайдером. Во многих случаях для подключения к Интернету по выделенной линии необходимо специальное (достаточно дорогое) коммуникационное оборудование. Некоторые провайдеры предоставляют это оборудование клиентам в аренду и продают его;
- надежность работы и защита информации;
- возможность увеличения пропускной способности канала без дополнительных затрат. Если компания планирует быстро развиваться, она должна учитывать возможное повышение нагрузки на свои каналы связи. При этом может возникнуть необходимость увеличить пропускную способность канала.
Все перечисленные критерии служат для выбора интернет-провайдера. Они же могут быть использованы и для обоснования этого выбора в бизнес-плане. Прекрасно, если компания имеет надежный (например, оптоволоконный) канал связи высокой пропускной способности. Но действительно ли это необходимо? Все затраты, приводимые в бизнес-плане, должны иметь жесткое обоснование.
Эта часть раздела должна заканчиваться сметой затрат на доступ в Интернет по периодам бизнес-плана.