Определение узла. Навыки, необходимые для создания узла.
Перед тем как команда приступит к работе, руководитель проекта должен взять в руки свой блокнот и провести, казалось бы, немыслимый объем времени с клиентом, чтобы собрать необходимую информацию: от общих сведений о целевой аудитории узла до специфичных вопросов, касающихся производственных технологий. Затем эта информация скрупулезно анализируется с заказчиком и членами команды с целью полного ее уяснения, проведения планирования и формирования управления и линий взаимодействия, необходимых для выполнения проекта. Результатом этой работы становится манифест. Этот манифест доводится до сведения команды, и на основе его планируется состав и график работ. Ни одно из этих действий не может быть пропущено.
Навыки, необходимые для создания узла
Процесс разработки узла привлекает к себе множество квалифицированных работников, которые приносят свои способности на жертвенник проекта. В идеальном мире они могли бы выполнять свои задачи изолированно, а затем принести готовый продукт, который был бы полностью совместим с результатами работы других членов команды. К сожалению, сложность процесса разработки узла переместила такую концепцию в разряд утопического идеализма.
Такие навыки членов команды, как программирование, обработка изображений, дизайн и пр., могут быть названы производственными (hard skills). Речь идет о работниках, результатом работы которых является материальный продукт. Но управление такой командой требует особого набора талантов, которым редко отдается должное внимание. Среди них – способность сплотить команду, создать мотивацию выполнения работы каждым членом команды в срок, ясно донести цели проекта до всех членов команды, а также собрать в команде именно таких людей, работа которых способна удовлетворить потребности и ожидания клиента. Это – организаторские навыки (soft skills) Web-разработки. Они вступают в игру, когда состав работ проекта уже определен, и не менее важны, чем основные навыки, необходимые для создания продукта. Организаторские навыки можно разбить на три широкие области: планирование проекта, управление проектом и обеспечение взаимодействия.
Так что же делает эти три области такими интересными, несмотря на то, что они просто связаны с ответственностью за создание и сдачу конечного продукта? Они подразумевают одновременную ответственность каждого члена команды.
Описание проекта
Перед тем как члены команды нажмут кнопки включения питания на своих компьютерах, каждый из них должен ознакомиться с параметрами проекта. Среди этих параметров – бюджет, сроки, манифест и технические характеристики узла. Все вместе это называют описанием проекта (project scope). В нем также определяются цели проекта и конечный продукт.
Проводя аналогию с процессом строительства, каждый уложенный кирпич требует увеличения размера фундамента. Сам фундамент, с определенной точки зрения, определяет размеры и расположение всех комнат в здании. Начните использовать другие материалы или передвигать элементы в комнатах в другое место – и цена проекта подскочит. Это может произойти из-за того, что заказчик потребует изменить конструкцию или подрядчик согласует с заказчиком рекомендуемые изменения. В любом случае результат не будет тождествен оригиналу, в связи с чем и цена его всегда будет выше, чем у исходного проекта.
В современной динамичной среде существует опасная ловушка – постоянно добиваться предельной насыщенности узла новшествами, всякими там каскадными меню и вращающимися глобусами, которые не были включены в исходный план. Web-дизайн часто ассоциируют с фактором внешней эффектности, который гласит, что дизайнеры и клиенты всегда будут стремиться делать то, что кажется им обоим более привлекательным, даже если это не несет в себе полезной нагрузки. Давление со стороны клиента, заставляющее добиваться максимальной крутизны узла, приводит к обороне на двух фронтах – от клиента и от команды. Почему бы не заменить кнопки JavaScript, которые планировались изначально, на анимированные картинки Flash, созданные на кадрах из видеоклипов? Внезапно работа, которая в бюджете планировалась как одночасовая, становится трехчасовой, и при этом приходится задействовать в ней еще одного сотрудника. В общей схеме такое изменение может показаться незначительным. На самом же деле при этом увеличивается количество создаваемых элементов, что приводит к разрастанию бюджета. Все это называется искажением проекта (project creep).
Искажения проекта чем-то напоминают китайскую пытку водой. Одна капля воды, упавшая на голову, не доводит вас до сумасшествия. Однако постоянное капание в течение дня может добиться своей цели. Искажения могут коснуться всех проектов, которыми вы занимаетесь. Проблема состоит в том, что такие мелкие изменения всегда выглядят незначительными, но они имеют тенденцию накапливаться. Учтите это в плане искажения проекта. Разъясните членам команды и самому заказчику, какие дополнительные финансовые затраты и смещения сроков готовности проекта могут быть вызваны даже самыми незначительными изменениями в проекте. Наибольшая опасность искажения проекта исходит от мелких поправок и дополнений. Они могут запросто выбить вас из графика и растворить общую концепцию узла.
Итак, как избежать искажений проекта? Создайте отдельный детальный документ, фиксирующий то, что вам предстоит создать. Заставьте клиента подписать его. Некоторые агентства имеют специальный документ, называемый общим рабочим соглашением (General Working Agreement). Это соглашение, содержащее оценку всех затрат, подписывается клиентом и агентством и узаконивает рабочие взаимоотношения между заказчиком и подрядчиком. В этом документе один из главных пунктов посвящен именно искажениям проекта. Подпись клиента на рабочем соглашении гарантирует, что он ясно осознал факт, что вещи, не входящие в описание проекта, будут требовать дополнительных капиталовложений. Только из-за того, что работа выполняется на компьютере, не следует предполагать, что она не занимает времени. Некоторые агентства в дополнение вписывают в это соглашение предварительную оценку изменений. Вы даже удивитесь, как быстро клиент сменит свою позицию, когда речь зайдет о деньгах. Всегда убеждайтесь, что клиент понимает, что исключение работ из описания проекта также займет дополнительное время. У клиентов, не способных вовремя предоставить материал для размещения на узле, существует тенденция просто удалять целый раздел. Такие события ведут к перестройке проекта, что также занимает время. Если вы уже проделали часть работы над некоторым разделом, а клиент его вдруг закрывает, он должен знать, что все равно должен оплатить фактически выполненную работу.