Представление знаний
Представление знаний – еще одна функция экспертной системы. Теория представления знаний – это отдельная область исследований, тесно связанная с философией формализма и когнитивной психологией. Предмет исследования в этой области – методы ассоциативного хранения информации, подобные тем, которые существуют в мозгу человека. При этом основное внимание, естественно, уделяется логической, а не биологической стороне процесса, опуская подробности физических преобразований.
Синтаксис и семантика представления семейных отношений
Основная часть представления знаний, на которую часто даже не обращают особого внимания, состоит в том, что представление должно каким-то образом "стандартизировать" семантическое разнообразие человеческого языка. Вот несколько предложений.
"Сэм – отец Билла". "Сэм – Биллов отец". "Биллов отец – Сэм". "Отцом Билла является Сэм".
Все эти фразы выражают одну и ту же мысль (семантически идентичны). При машинном представлении этой мысли (знания) мы стараемся найти более простой метод сопоставления формы и содержания, чем в обычном человеческом языке, т.е. добиться того, чтобы выражения с одинаковым (или похожим) содержанием были одинаковыми и по форме. Например, все приведенные выше фразы могут быть сведены к выражению в такой форме:
отец (сэм, билл).
В семантике этого выражения должно быть специфицировано (наряду с прочими вещами) и то, что первое имя принадлежит родителю, а второе – потомку, а не наоборот.
Можно также заметить, что предложения:
"Сэм – отец Джилла". "Отцом Билла является Сэм".
Имеют похожий смысл, но более очевидно ранжировать их в такой форме:
отец (сэм, билл). отец (сэм, джилл).
О синтаксисе и семантике мы поговорим более подробно в главах 3 и 8.
В 70-х годах исследования в области представления знаний развивались в направлениях раскрытия принципов работы памяти человека, создания теорий извлечения сведений из памяти, распознавания и восстановления. Некоторые из достигнутых в теории результатов привели к созданию компьютерных программ, которые моделировали различные способы связывания понятий (концептов). Появились компьютерные приложения, которые могли некоторым образом отыскивать нужные "элементы" знания на определенном этапе решения некоторой проблемы. Со временем психологическая достоверность этих теорий отошла на второй план, а основное место, по крайней мере с точки зрения проблематики искусственного интеллекта, заняла их способность служить инструментом для работы с новыми информационными и управляющими структурами.