Распределение материала книги по главам
В табл. 1.1 суммированы темы, обсуждавшиеся в разделе 1.3, и указаны главы, в которых эти темы рассматриваются подробно. Рядовому читателю, скорее всего, будут интересны темы, касающиеся представления знания и управления процессом анализа, поскольку это ключевые проблемы в технологии экспертных систем. Темы восприятия знаний и объяснения принятого решения имеют не меньшее значение при построении экспертных систем, но они носят более прикладной характер.
В главах 2 и 3 рассматриваются базовые концепции технологии экспертных систем. В главе 2 дан краткий обзор нынешнего состояния исследований в области искусственного интеллекта, которые создали предпосылки для развития исследований по созданию экспертных систем. Глава 3 также имеет вводный характер и в ней описаны ранние разработки систем такого рода, рассматриваются цели их создания и принципы функционирования.
Таблица 1.1. Содержание глав.
Тема | Определение | Главы |
---|---|---|
Овладение знаниями | Передача опыта решения проблемы от человека программе | 10-15.20 |
Представление знаний | Кодирование информации об опыте решения проблем внутри машины | 2-9.21-23 |
Управление процессом поиска решения | Принятие решения о последовательности использования имеющихся знаний | 3, 11, 12, 17-19 |
Объяснение принятых решений | Передача информации о ходе решения проблемы пользователю | 3.5, 16.23 |
В главах 3-9 освещаются основные схемы представления проблемно-ориентированных знаний в программах и методы применения этих знаний к решению сложных проблем с помощью компьютера. Мы начнем с краткого обзора работ в области символических вычислений, а затем перейдем к анализу некоторых специализированных языков представления знаний, таких как CLIPS. Будут также рассмотрены и возможности использования для построения экспертных систем объектно-ориентированных языков общего назначения, подобных C++. И в завершение этой части книги будет рассмотрена проблема приблизительных рассуждений и различные качественные и количественные методы оценки неопределенности.
В главах 10-16 речь пойдет о технических вопросах конструирования экспертных систем. Мы начнем с проблемы восприятия знаний, т.е. рассмотрим, каким образом можно передать технической системе знания, накопленные человеком-экспертом, как их преобразовать в форму, удобную для хранения и дальнейшего использования этой системой на основе методов, описанных в предыдущих главах.
В последующих главах рассматриваются парадигмы решения проблем, которые целесообразно использовать для таких задач, как диагностика и конструирование. Этот материал будет проиллюстрирован примерами, описанными в разных источниках. При отборе примеров в расчет принимались скорее доводы педагогики, чем – технические характеристики систем, а потому те, которые описаны, не следует рассматривать, как самые лучшие в своем классе. Тем не менее в этих системах есть много поучительного, на что имеет смысл обратить внимание.
В главах 17-19 анализируются инструментарий и структура программного обеспечения экспертных систем. Мы начнем с критического обзора разного рода сред разработки, используемых при проектировании программного обеспечения экспертных систем. Затем будут описаны два типа структурной организации: системы с доской объявлений (blackboard systems) и системы обработки правдоподобия (truth maintenance systems).
В заключительных главах книги мы затронем более сложные темы: машинное обучение, сети доверия (правдоподобия), логический вывод, базирующийся на прецедентах, и гибридные экспертные системы.