Полезные статьи для "упрощенцев"
УСН: учетная политика для целей налогообложения и бухгалтерского учета
Учетная политика, впрочем, как и любая другая, ассоциируется с чем-то очень солидным – вроде стопки пухлых трактатов по бухгалтерии и сбору налогов. Но ведь мы говорим об "упрощенке", так, может, и документ об учетной политике для тех, кто применяет УСН, тоже сгодится "упрощенный"? Да и нужен ли он вообще? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте обратимся к законодательству.
Прежде всего, найдем определение учетной политики в пункте 2 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 №106н; новая редакция документа принята приказом от 11.03.2009 №22н). Итак, учетная политика организации представляет собой принятую ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. При этом к способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.
Нам особенно будет интересен пункт 3 ПБУ 1/2008. В нем сказано, что ПБУ "Учетная политика организации" распространяется:
- в части формирования учетной политики – на все организации, то есть составление подобного документа необходимо независимо от организационно-правовой формы предприятия или применяемого налогового режима;
- в части раскрытия учетной политики – на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной инициативе.
Итак, составление учетной политики – обязанность каждой организации, в том числе и применяющей УСН. Вопрос только в объеме документа. Чтобы определиться с ним, следует узнать, обязаны ли вы публиковать свою бухгалтерскую отчетность? Обратимся к статье 16 Федерального закона от 21.11.96 №129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Результаты годовой деятельности обязаны обнародовать открытые акционерные общества, банки и другие кредитные организации, страховые общества, биржи, инвестиционные и тому подобные фонды.
Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, их представительства и филиалы на территории России, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования должны публиковать квартальную отчетность.
Из всех указанных организаций на УСН могут перейти только открытые акционерные общества, если соответствуют прочим критериям применения этого налогового режима. Значит, требования к документу об учетной политике для ОАО – самые серьезные.
Однако мы говорили об учетной политике, которая нужна на цели бухгалтерского учета, тогда как у организаций на УСН два вида учета: налоговый и бухгалтерский. И налоговый нас интересует больше (бухгалтерский для всех режимов одинаков). Поэтому в статье рассматривается учетная политика для целей налогообложения. Кстати, индивидуальным предпринимателям вообще не нужно вести бухучет, причем при любом налоговом режиме (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 21.11.96 №129-ФЗ), то есть учетная политика, сформированная на цели бухгалтерского учета, им не нужна.
Прежде всего вспомним: с вступлением в силу Налогового кодекса понятие "учетная политика" распространилось не только на бухгалтерский, но и на налоговый учет. В пункте 2 статьи 11 НК РФ указано, что учетная политика – это выбранные налогоплательщиком и допускаемые законодательством способы определения доходов и расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных показателей финансово-хозяйственной деятельности, необходимых для налогообложения. В связи с такой ситуацией организациям на общем режиме требуется не одна, а две учетные политики: на цели и бухгалтерского, и налогового учета. Правда, Налоговый кодекс напрямую не предписывает формировать учетную политику при УСН, и те, кто ее применяет, не обязаны вместе с отчетностью представлять в ИФНС соответствующий приказ. Так, может, "упрощенцам" она и не нужна?
Цели составления учетной политики для целей налогообложения понятны при многовариантности способов налогового учета. И, как ни странно, при УСН налогообложение некоторых операций осуществляется по правилам, которые позволяют выбирать один из нескольких способов налогового учета доходов или расходов. Где, если не в приказе или в аналогичном документе об учетной политике, это обозначить?! А бывают ситуации, для которых в главе 26.2 НК РФ вообще никаких установок нет, и налогоплательщикам приходится исходить исключительно из собственных соображений. Их-то тем более надо зафиксировать – это существенно поможет при налоговой проверке. То есть учетная политика, даже если не требуется законом, по крайней мере полезна.
И еще один момент. Что, если при налоговой проверке у компании, применяющей УСН, все же спросят, где налоговая учетная политика, а ее не окажется? Специальных санкций на этот счет не предусмотрено, однако есть общие (п. 1 ст. 126 НК РФ): за непредоставление необходимых сведений – штраф в 50 руб. за каждый отсутствующий документ. Таким образом, возможно, придется заплатить указанную сумму. Хотя, конечно, угроза лишиться 50 руб. – не аргумент.
Зато следующая ситуация может стать уже серьезной. Например, когда инспектор поинтересуется, почему в расходы списывались проценты по кредиту, превышающие 1.1 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Учетная политика отсутствует, и непонятно, как доказать, что проценты по долговым обязательствам налогоплательщик был вправе учитывать по средней ставке? Вполне возможно, в инспекции рассчитают по-своему и соответственно получат налог в большем размере. Тогда придется не только доплатить недостающую сумму, но и перечислить пени. Вот это уже заставит задуматься, нужна ли налоговая учетная политика.
Таким образом, с тем, что учетная политика должна быть сформирована даже при применении УСН, мы определились. Теперь главное понять, что, во-первых, учетная политика не принимается раз и навсегда. Учетная политика утверждается ежегодно и в принципе ежегодно может корректироваться. Во-вторых, в нашем налоговом законодательстве (да и в бухгалтерском, пожалуй, тоже) всегда за год хоть что-то меняется. Поэтому просто скопировать прежнюю систему, указав в документе новую дату, не удастся. Совершенно очевидно – каждый год нужна новая учетная политика, пусть ее составление и занимает дополнительное время и силы.
Кстати, составление новой учетной политики может понадобиться и в том случае, если существенно меняются условия ведения бизнеса (например, если новая деятельность, которая будет осуществляться наряду со старой, предполагает налогообложение в рамках ЕНВД, необходимо наличие пунктов о раздельном учете).