Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории РФ возложен на Федеральную службу по труду и занятости (Роструд). Документом регламентирующим эти полномочия, является Положение о Федеральной службе по труду и занятости (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.04 №324). Осуществляет данный надзор и контроль федеральная инспекция труда – единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
Наибольшее количество нарушений, как правило, выявляется при оформлении трудовых отношений (заключение, изменение условий и расторжение трудового договора) и при расследовании несчастных случаев. Кроме того, многочисленны и факты задержки выплаты заработной платы. Нередки и нарушения законодательства о регулировании труда женщин и несовершеннолетних работников.
Порядок инспектирования работодателей определен в ст. 360 1рК РФ. В соответствии с данной статьей государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля. Порядок проведения контролирующим органом проверки установлен Федеральным законом от 26.12.08 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (далее – ФЗ-294). Любая проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ №141.
В проверке выполнения требований трудового законодательства участвуют две стороны: государство в лице проверяющих и руководитель организации, который имеет право:
- присутствовать при проведении проверки и давать объяснения, относящиеся к ее предмету;
- получать своевременно информацию;
- знакомиться с результатами проверки и делать в акте отметку о своем ознакомлении с результатами, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц контроля;
- обжаловать действия либо бездействие должностных лиц, которые привели к нарушению прав работодателя при проведении проверки, как в административном, так и в судебном порядке. При положительном исходе убыток подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (например, неполученный доход), за счет бюджетных средств.
Наиболее часто встречающаяся ошибка руководителей учреждений при проверке – уклонение от представления документов, например, из-за наличия в них коммерческой тайны. Однако инспектор не вправе разглашать любую информацию, полученную в процессе проверки.
Руководители учреждений также могут обжаловать решения трудовых инспекторов труда главному государственному инспектору труда или в суд. Можно обратиться в вышестоящие уполномоченные органы с требованием отменить тот или иной акт, если действиями органов и должностных лиц, проводящих проверку, нарушены права или законные интересы проверяемой организации и ее сотрудников.