Анализ пригодности
Задания типа верно – не верно
В качестве примера, который мы хотим обработать при помощи SPSS, рассмотрим личностный тест, с помощью которого определяется степень любопытства опрашиваемых.
№ | Вопрос | Правильный ответ |
1 | У Вас много книг? | Да |
2 | Ходите ли Вы за покупками все время в одни и те же магазины? | Нет |
3 | Считаете ли Вы, что космонавтику развивать необходимо? | Да |
4 | Вас не интересует, почему на вашего соседа одели наручники? | Нет |
5 | Можете ли Вы долго заниматься чем-нибудь одним? | Да |
6 | Регулярно ли Вы смотрите новости? | Да |
7 | Знаете ли Вы, сколько человек живет в городе, в котором проживаете Вы? | Да |
8 | Ходите ли Вы на работу всегда одной и той же дорогой? | Нет |
9 | Становится ли Вам иногда скучно? | Нет |
10 | Хотели бы Вы полететь на Луну? | Да |
11 | Читаете ли Вы ежедневные газеты регулярно? | Да |
12 | Спрашивали ли Вы уже себя, как будет выглядеть мир через сто лет? | Да |
13 | Замечаете ли вы иногда, что недовольны тем, что Вы можете и знаете? | Да |
14 | Предоставите ли Вы себя для научных экспериментов? | Да |
15 | Интересует ли Вас, сколько зарабатывает ваш сосед? | Да |
16 | Бездельничаете ли Вы во время отпуска? | Нет |
17 | Приятней ли Вам находиться в кругу большого количества друзей, нежели с одним другом? | Да |
18 | Случается ли с вами часто так, что Вы не знаете с чего начать? | Да |
Здесь речь идет о вопросах, на которые следует давать строго определенные ответы: верно или не верно. Ответ верно соответствует наличию любопытства. Такое же самое значение можно присвоить и ответу не верно; при разработке теста, в него рекомендуется включать и такие вопросы, значимым ответом на которые является отрицательный. Это всегда возможно при соответствующей формулировке.
Если следовать Линерту, то для оценки пригодности отдельных пунктов следует применять нижеследующие два критерия:
Индекс сложности:
В простейшем случае он представляет собой долю правильных ответов на данный вопрос, взятую в процентах от общего количества ответов. Для вопросов с несколькими возможными ответами и ступенчатыми ответами существуют модифицированные формулы. Удивительно, но для сложных вопросов индекс сложности принимает малые значения, а для легких большие. Вопросы с низким и высоким индексом сложности считаются не желательными.
Коэффициент избирательности:
Коэффициентом избирательности, который является важным критерием для оценки применимости вопроса, служит корреляционный коэффициент между ответом на вопрос и суммарным показателем теста. В качестве суммарного показателя теста берется сумма всех ответов. Это означает, что все правильные ответы должны иметь одинаковый знак! К сожалению, этому важному обстоятельству в справочниках уделяется не достаточно внимания. Для приведенного примера это означает, что пункты 2, 4, 8, 9 и 16 перед анализом должны быть подвергнуты перекодировке.
Для определения корреляционного коэффициента Линерт предлагает различные варианты, так, к примеру, двухрядная поточечная корреляция между заданием с ответом верно – не верно и значением масштаба или ранговая корреляция между заданием со ступенчатым ответом и значением масштаба. Как ни странно: SPSS всегда использует коэффициенты Пирсона.
Непригодные для применения пункты обычно отбираются посредством сравнения индексов сложности и избирательности. Самым простым способом является отбор сначала тех вопросов, которые обладают индексом сложности ниже 20 или выше 80, а затем из списка оставшихся вопросов исключаются те, которые имеют самые низкие коэффициенты избирательности. Линерт предлагает рассчитывать еще и дополнительные показатели вопросов, такие как: индекс однородности, индекс пригодности, селекционный показатель и (если имеется так называемый внешний критерий) коэффициенты действительности.