Результаты проверки
Привлечение к административной ответственности
Если в действиях юридического лица (должностных лиц) будут обнаружены признаки административного правонарушения в применении трудового законодательства, инспектор составит протокол (ст. 28.2 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении содержит следующую информацию:
- дату и место его составления;
- должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол;
- сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
- Ф.И.О., адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
- место, время совершения и событие административного правонарушения;
- статью КоАП РФ, предусматривающую административную ответственность за административное правонарушение;
- объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
- иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении работодателю разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе, и предоставляется возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Организация вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, предпринимателем или представителем. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку.
Таким образом, лучше не отказываться от подписания протокола, а представить подробнейшие письменные объяснения и замечания по его содержанию, отметить это в протоколе и подписать его. Необходимо знать, что протокол является бланком строгой отчетности и имеет свой учетный номер. Копия протокола об административном нарушении после его составления вручается под расписку лицу, совершившему правонарушение.
При ознакомлении с протоколом не стоит оставлять в графах свободных мест, лучше заполнить их прочерками.
Согласно ст. 23.12 КоАП РФ федеральные инспекции труда и подведомственные им государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27 и статьями 5.28-5.34 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:
- назначении административного наказания (данное постановление имеет силу исполнительного листа);
- прекращении производства по делу об административном право нарушении.
При несогласии с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении оно может быть обжаловано в вышестоящий орган и в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (ст. 30.1 и п. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).
Давность привлечения к ответственности установлена ст. 4.5 КоАП РФ: в общем случае постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. Таким образом, если прошло более двух месяцев, например, со времени, когда работодатель нарушил нормы ТрК РФ о предоставлении отпуска, его нельзя будет привлечь к ответственности.
Однако при длящемся административном правонарушении этот срок исчисляется со дня обнаружения правонарушения.За административные правонарушения, приводящие к применению административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения нарушения, а при длящемся правонарушении – одного года со дня его обнаружения.
Если же нарушения работодателя подпадают под статьи 19.4 (ч. 1) -19.7, 5.27 (ч. 2) и 5.42 (ч. 2) КоАП РФ, а это неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль, невыполнение в срок его законного предписания, непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения и т.д., привлекать к ответственности будет уже суд. И ответственность будет уже более серьезная, вплоть до дисквалификации руководителя на 3 года.
Уголовная ответственность за нарушение ТрК РФ
Привлечение лиц, виновных в нарушениях трудового законодательства, к уголовной ответственности производится на основаниях и в порядке, установленных УК РФ и УПК РФ.
В главе 19 "Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина" УК РФ предусмотрены следующие специальные составы преступного нарушения трудового законодательства:
- ст. 143 "Нарушение правил охраны труда";
- ст. 145 "Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет";
- ст. 145.1 "Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат";
- ст. 136 "Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина", по которой возможно привлечение к уголовной ответственности лиц, виновных в применении дискриминации в трудовых отношениях.
К уголовной ответственности по перечисленным статьям могут быть '' привлечены работодатели – физические лица и должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства.
Наказаниями за указанные преступления, назначаемыми судом, могут быть: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной работой, обязательные работы, исправительные работы, лишение свободы.
Нормами УПК РФ предусмотрена возможность возложения на виновное лицо также гражданско-правовой ответственности при рассмотрении уголовного дела.