Структура аудитории Интернета
Компания не может успешно действовать на рынке вслепую. Ее товары должны отвечать требованиям потребителей, она должна производить столько продукции, сколько рынок в состоянии потребить и т. п. Получить такую информацию можно различными способами:
- исходя из собственного опыта работы на данном рынке. Собственным опытом пользуются все компании, но доминирующим этот подход является, как правило, у небольших предприятий;
- собирая и обрабатывая общедоступную информацию (публикации в прессе, официальные статистические данные и др.);
- проводя специальные исследования (опросы потребителей, привлечение консультантов и экспертов и т. п.).
Использование собственного опыта и бесплатных источников информации в большинстве случаев оказывается достаточным для принятия тактических решений. Однако в случаях, когда речь идет об изменении стратегии компании или крупных инвестициях, полнота и достоверность такой информации не может быть признана удовлетворительной. Для получения более точной информации требуется проведение специальных исследований.
В данной главе приведены бесплатные и платные источники маркетинговой информации, структура аудитории Интернета, рассмотрены основные методы организации маркетинговых исследований.
Информация о структуре аудитории Интернета необходима любой Интернет-компании. В сочетании с другими данными она может быть использована для сегментации рынка, оценки его емкости, структуры и ряда других параметров.
Приведенная ниже информация собрана из различных источников. Среди них исследования и прогнозы компаний COMKON, Gallup Media, Rambler и др.
Объем российской аудитории Интернета
Прежде всего, необходимо определить, что понимается под "аудиторией Интернета". Всех пользователей сети можно разделить на три основные категории в зависимости от того, насколько часто они используют Интернет:
- активные пользователи – посещают Интернет каждый или почти каждый день;
- умеренные пользователи – посещают Интернет от двух до трех раз в неделю;
- неактивные пользователи – посещают Интернет один раз в неделю и реже.
Кроме того, в исследованиях аудитории Интернета применяются понятия:
- ежедневная (ежесуточная) аудитория – количество пользователей, использующих Интернет в среднем не реже одного раза в сутки;
- еженедельная аудитория – количество пользователей, использующих Интернет не реже одного раза в неделю;
- ежемесячная аудитория – количество пользователей, использующих Интернет не реже одного раза в месяц.
К началу 2002 года общий объем российской аудитории Интернета достиг следующих величин (табл. 8.1).
Таблица 8.1. Объем российской аудитории Интернета.
Аудитория | Количество пользователей, тыс. чел. | Объем, % от населения России |
---|---|---|
Аудитория за полугодие | Более 4 200 | 8 |
Ежемесячная аудитория | Более 3 1 00 | 6 |
Еженедельная аудитория | Более 2 200 | 4 |
Ежедневная аудитория | Более 1 200 | 2.3 |
Динамика изменения объема российской аудитории за период с начала 1999 года по конец 2001 года (в процентах от взрослого городского населения России) приведена в табл. 8.2.
Таблица 8.2. Динамика изменения объема российской аудитории Интернета.
Март – апрель 1999г. | Сентябрь – октябрь 1999г. | Март – апрель 2000г. | Сентябрь – октябрь 2000г. | Март – апрель 2001г. | Сентябрь – октябрь 2001г. | |
Ежедневная аудитория | 0.6 | 0.7 | 1.4 | 1.8 | 2.0 | 2.2 |
Еженедельная аудитория | 1.7 | 1.4 | 2.8 | 3.1 | 3.9 | 4.0 |
Ежемесячная аудитория | 3.2 | 2.4 | 4.3 | 4.5 | 5.4 | 5.7 |