Создание отдельного списка с указанием окладов сотрудников
Вступление
В данной главе речь пойдет об автоматизированных методах расчета новых должностных окладов сотрудников и о начислении им премии за выслугу лет.
Мы будем исходить из предположения, что на предприятии принята повременная оплата труда на основании утвержденных должностных окладов.
При начислении премии будет применен такой прием, как совмещение списков, созданных разными отделами предприятия. Это нам позволит, во-первых, проконтролировать правильность внесенных данных с помощью функций Excel, и, во-вторых, использовать информацию, хранящуюся в обоих списках.
Возможно, вы спросите, зачем нужно создавать отдельный список с окладами, если у нас уже имеется база данных сотрудников. Информация, которая находится в этой базе данных, предназначена для широкого круга пользователей. Поэтому было бы не совсем разумно, вернее сказать, совершенно неуместно, вносить в такую базу данных сведения о заработной плате служащих. И на то имеется ряд причин:
- информация о должностных окладах является конфиденциальной;
- размеры окладов (или тарифов) могут быть изменены только должностным лицом, имеющим специальные полномочия;
- список, в котором указан размер оклада, должен быть достаточно мобильным (то есть легко изменяться с учетом различных требований предприятия), что не характерно для табличной базы данных сотрудников;
- список служащих с указанием их окладов используется при начислении самых разнообразных выплат, в том числе и связанных со временной нетрудоспособностью, а также различного рода надбавок;
- список не должен содержать избыточной информации, затрудняющей работу бухгалтера.
Табличная база данных сотрудников, скорее всего, будет создаваться и редактироваться в отделе кадров, а список с окладами может быть составлен и в бухгалтерии, и в планово-экономическом отделе, что зависит от размера предприятия.
Расположить создаваемую таблицу можно в любом месте рабочего листа. Мы поместим ее в левый верхний угол. На рис. 5.1 показан лист со списком сотрудников, в котором данные расположены следующим образом:
- столбец А – наименование отдела (подразделения);
- столбец В – должность работника;
- столбец С – фамилия и инициалы;
- столбец D – табельный номер;
- столбец Е – должностной оклад.
Вы видите, что в списке указаны те же десять человек, которые упоминаются в созданной ранее базе данных сотрудников. Освоив приемы работы с небольшой таблицей, вы легко справитесь с базой данных, включающей тысячи фамилий.
Рис. 5.1. Список сотрудников с указанием их должностных окладов
При помощи списка с описанными выше полями достаточно просто выполнить такие операции, как:
- расчет численности сотрудников в каждом отделе предприятия;
- определение общей численности работников, занимающих определенные должности;
- расчет новых размеров окладов.
Пример
До сих пор работники бухгалтерии чаще всего выполняют численные расчеты вручную, делая пометки карандашом в соответствующих графах таблиц. А затем для подтверждения правильности полученных результатов производят перерасчет. Однако если подобная работа выполняется для базы данных, содержащей информацию о большом количестве сотрудников, такой способ вычисления занимает много времени и требует постоянных перерасчетов, не гарантируя точности получаемых результатов. Поэтому и встает вопрос об автоматизации данного процесса. Но прежде чем мы вплотную подойдем к его разработке, давайте произведем ряд дополнительных расчетов.