Плашечные цвета. Pезюме.
В некоторых типах полиграфической продукции используются всего два-три цвета, которые печатаются смесовыми красками, которые называются плашечными цветами (spot colors). В частности, к такой продукции относятся бланки, визитки, приглашения, прайс-листы и прочая акцидентная продукция.
Для осуществления печати такой продукции дизайнер должен представить в типографию отдельные полосы оригинал-макетов с плашками на каждый смесовый цвет и крестами приводки и приложить образцы цвета ("выкраски") для каждой полосы.
Для того чтобы унифицировать использование таких цветов ("выкраска" – дело субъективное), создают цветовые библиотеки.
В частности, известная фирма Pantone, которая является владельцем и разработчиком одноименной библиотеки, начиналась с того, что химик Ло-уренс Герберт создал совокупность различных цветов, составляемых из восьми красок, и напечатал альбом этих цветов, каждый из которых имел свой номер. С тех пор эта идея получила самое широкое развитие, цветовые библиотеки используются в самых разных областях и в первую очередь в компьютерной графике и полиграфии. Появилось множество других компаний, выпускающих другие стандартизированные библиотеки цветов (например: Trumatch Swatching System, Focoltone Colour System, TOYO 88, ColorFinder1050 System и Anpa-Color system и т. д.).
Цветовой набор Process Color System Guide охватывает более 3000 цветов, получаемых при полиграфической печати, с рецептами процентного соотношения 16 базовых цветов для цветовой модели CMYK.
Pезюме
- Цветовая модель – это способ описания цвета с помощью количественных характеристик. В цветовой модели (пространстве) каждому цвету можно поставить в соответствие строго определенную точку.
- В цифровых технологиях используются, как минимум четыре, основных модели: RGB, CMYK, HSB в различных вариантах и Lab. В полиграфии используются также многочисленные библиотеки плашечных цветов.
- Модель RGB – это аддитивная цветовая модель, которая используется в устройствах, работающих со световыми потоками: сканеры, мониторы.
- Модель CMYK – это субтрактивная цветовая модель, которая описывает реальные красители, используемые в полиграфическом производстве.
- Модель HSB – это пользовательская цветовая модель, которая позволяет выбирать цвет традиционным способом.
- Модель Lab – это универсальная аппаратно-независимая цветовая модель, которая служит в качестве посредника при всех преобразованиях между моделями.
- Цвет – субъективная субстанция, суть которой заключается в том, что восприятие цвета строится на ощущении того, чего в природе возможно и не существует. Цвет – объективная субстанция, поскольку физические причины, вызывающие ощущение цвета, существуют вне человека.
- Технические системы не располагают способом непосредственной регистрации цветовых данных.
- Для этого на этапе анализа цветовая информация с помощью фильтров преобразуется в яркостную. Полученная яркостная информация реализуется в виде так называемых цветовых каналов.
- Визуализация цвета происходит на этапе синтеза, когда яркостная картина обеспечивает степени вклада каждой цветовой составляющей в общее цветное изображение.
- Очень важно отметить, что синтез цвета осуществляется совсем другими средствами, например свечением капель люминофора или отражением цветных пятен на бумаге.
- Цветовая модель – это способ описания цвета с помощью количественных характеристик. В цветовой модели (пространстве) каждому цвету можно поставить в соответствие строго определенную точку.
- В цифровых технологиях используются, как минимум, четыре основных модели: RGB (аддитивная), CMYK (субтрактивная), HSB (пользовательская) в различных вариантах и Lab (универсальная и аппаратно-независимая). В полиграфии применяются также многочисленные библиотеки плашечных цветов.
На этом собственно теоретическое введение в цифровые технологии графики (пиксельной и векторной) цвета завершается. В следующей части приводится практический материал, связанный с тоновой и цветовой коррекцией, которая рассматривается на примере наиболее популярной графической программы Adobe Photoshop.