Необходимость коррекции. Субъективная и объективная оценка тонового диапазона.
Так украшает бутылку блик, вмятина портит щит.
Иосиф Бродский
Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что к тоновой и цветовой коррекции обращаются по следующим основным причинам.
- Чаще всего это вызвано требованием сугубо репродуционным, когда единственная возможность улучшения вида изображения – расширение одних тоновых диапазонов (например, светов и полутонов) за счет сужения других (например, теней).
- Однако существенным выступает и требование сугубо творческое, когда художник, пользуясь возможностью перераспределения тоновых диапазонов, преобразует изображения по своим субъективным представлениям (например, из белого дня – в сумерки и наоборот).
Замечание
Последнему требованию посвящено множество публикаций (некоторые даже убеждены, что это и есть компьютерная графика). Однако всевозможные ухищрения основаны на закономерностях тоновой коррекции.
Субъективная и объективная оценка тонового диапазона
Ощущений много, анализа мало.
Виктор Шендерович
Для того чтобы использовать цифровое изображение в итоговом документе, например в верстке журнала, его нужно подвергнуть соответствующей коррекции, но чтобы понять, какие именно необходимы изменения, требуется обязательная оценка (анализ) изображения с точки зрения тоновых диапазонов.
Субъективная зрительная оценка играет важнейшую и, пожалуй, определяющую роль. Любой пользователь, а в особенности подготовленный в области изобразительного искусства или фотографии, сможет вынести решение: каким является данное изображение (темным или светлым, резким или мутным, контрастным или малоконтрастным).
В таком анализе нам порукой органы зрения, тонкость чувств и эстетическая воспитанность. Но ни один из этих элементов не имеет объективного измерения.
Для преодоления этого неудобства и для анализа тоновых диапазонов с объективных позиций используется специальный механизм – график, отображающий распределение тоновых уровней.