Понятие коррекции
Данная глава дает представление о том, в чем заключаются необходимость и возможность тоновой и цветовой коррекции.
В данной главе обсуждается понятие коррекции. Рассматриваются ее причины: различие в тоновых диапазонах объективной реальности и существующих аппаратных устройств. И представляется ее необходимость: перемещение тонового диапазона, перераспределение тоновых диапазонов с целью более точной передачи деталей в светах, в полутонах или в тенях, избирательное изменение яркости или контраста для решения художественных задач.
Тоновые диапазоны в действительности и в технических устройствах Гельмгольц доказал, что отношение силы света между участками неба и тенью леса можно выразить как отношение двадцати тысяч к единице. В картине же разница между самым ярким и самым темным пятном не может быть более, чем шестьдесят к единице. Таким образом, картина своими красками не может передавать отношение света.
Виктор Шкловский
Если рассматривать репродукционные процедуры (репродукцию) максимально широко, следует выделить три типа возможных тоновых (и, как следствие, цветовых) диапазонов.
- Тоновый и цветовой диапазоны объективной реальности, вернее, все то, что позволяет человеку воспринимать их таковыми. Световые волны существуют объективно и независимо от человека. В этом смысле в природе для нее самой ни тона, ни цвета не существует.
- Тоновый и цветовой диапазоны, воспринимаемые человеком в качестве тона или цвета. Восприятие тона или цвета основано на физиологических и психологических аспектах работы органов зрения и особенно мозга. В определенном смысле восприятие субъективно, каждый индивидуум имеет свои особенности не только в случае какой-либо патологии, но даже и в норме. И поскольку физические явления, которые обеспечивают предпосылки для субъективного восприятия, являются все-таки внешними по отношению к человеку, то и феномен тона и цвета, отсутствующий в природе, принято считать объективным, т. е. реально существующим для человека, природным.
- Тоновые и цветовые диапазоны технических систем, которые, разумеется, во много раз ограниченнее природных. Поэтому вся история развития репродукционной техники представляет собой, с одной стороны, стремление к расширению диапазона, доступного для устройств отображения (эта борьба дается недешево, что и отражают цены на устройства высокого класса), а с другой – обеспечение максимальной гибкости в перераспределении тонов в пределах возможного.
Именно перераспределение тоновых уровней в пределах технически реализуемого диапазона и составляет задачу тоновой и цветовой коррекции, более или менее успешно решаемой в компьютерной фотографии, графике и полиграфии.
Справка
Слово "репродукция" происходит из предлога "ре…" и латинского слова "produco", что переводится как "произвожу". Репродукция (репродуцирование) означает воспроизведение и размножение изображений различными техническими средствами (можно привести в качества примера фотографию, электрографию, полиграфию и т. д.). При этом все технические средства в той или иной степени обладают возможностью коррекции в процессе отображения.
Таким образом, в репрографических процессах (воспроизведение без художественного преобразования изображения) в общем случае под коррекцией понимают изменение изображения с целью максимального приближения к уровню оригинала.