Графические метаморфозы
Ножовка
Мысли, входящие в произведение, – материал, их взаимоотношение – форма.
Виктор Шкловский
Другим инструментом, который стал поводом для парадоксальных графических построений (метаморфоз), послужила ручная пила, в просторечии называемая "ножовкой". Кстати, здесь та же основа слова, что и у ножниц.
Первой "зацепкой" в этом инструменте являются зубцы, на основе которых Анастасия Фалдина построила две работы.
Одна работа (рис. П2.9) – в духе типичной метонимии (переноса значения с одного предмета на другой), а именно металлические зубцы заменены на биологические, может быть, даже человеческие.
Рис. П2.9. Первая работа Анастасии Фалдиной
Другая работа (рис. П2.10) – в духе типичного абсурда (доведение идеи до логического конца), а именно количественное значение уменьшено до минимума (принципиально такое возможно, но практически бесполезно).
Рис. П2.10. Вторая работа Анастасии Фалдиной
Светлана Самохвалова (рис. П2.11) также увидела в полотне ножовки несколько парадоксальных идей. Например, страницу блокнота, а отсюда один шаг до решения – соединить несколько полотен и связать их, как это принято в блокнотах, следовательно, возможен такой подтекст – перебирать нужные полотна, а, может быть, и вовсе отрывать использованные полотна, как исписанный лист блокнота.
Рис. П2.11. Первая работа Светланы Самохваловой
Эта плодотворная идея у Светланы решена и другим, более изящным способом (рис. П2.12), полотна скрепляются, как листы современного настенного календаря, можно сказать: "Каждому времени – своя пила".
Рис. П2.12. Вторая работа Светланы Самохваловой
Светлана предложила и другие варианты. Один из них (рис. П2.13) относится к области абсурда: ручка имеется, но прикреплена довольно необычным способом (она как бы обволакивает полотно). Художница, в самом деле, прониклась пластикой инструмента, поэтому как раз пластически такой вид не кажется чуждым.
Рис. П2.13. Третья работа Светланы Самохваловой