Структура узла
Пользователей Web – сотни миллионов, и вряд ли среди них можно найти двух, которые будут использовать ваш узел одинаково. Они будут заскакивать на него на разведку, быстро осматриваться и так же быстро покидать. Другие будут методично заходить на все страницы в поисках чего-нибудь новенького. Остальные при входе на узел будут преследовать конкретную цель и после ее достижения будут выходить с узла.
В этом разделе мы сфокусируем внимание на том, как помочь посетителям узла достичь поставленной цели, и создадим карту узла. Именно в этой точке между клиентом: командой разгораются споры относительно того, откуда и куда лучше переходить.
Важность моделирования узла
Несколько месяцев назад у одного из авторов книги потерялась дочь при переезде на автобусе из одного города в другой. Она позвонила по телефону и оставила сообщение, что выезжает на автобусе в 5 часов вечера, и попросила, чтобы ее кто-нибудь встретил на местной автостанции. Самым важным ее упущением было то, что она не сообщила времени своего прибытия. Вместо того чтобы звонить в автобусную компанию по телефону, автор этих строк зашел на узел автобусной компании, чтобы узнать время прибытия.
С первого взгляда он не смог найти ссылку на расписание движения автобусов. В конце концов он ее нашел зарытой в куче других ссылок в нижней части страницы. Он щелкнул на ссылке, и в центре экрана возник выпадающий список городов. Он выбрал тот город, из которого выехала его дочь. И – ничего не произошло. Он ожидал увидеть список пунктов назначения, но ничего такого не было. И тут он заметил, что в другой части страницы появилась категория То:. Тогда из другого выпадающего списка он выбрал пункт назначения.
Загрузилась новая страница, и тут автор понял важность написания этого раздела в книге. Эта страница содержала список времени отправления, а колонка и временем прибытия была пустой!
В этом частном случае компания не только затруднила поиск нужной информации, но и, в конце концов, ее не предоставила. Автору пришлось звонить в автобусную компанию и проходить через сложное голосовое меню, чтобы узнать, что среднее время проезда между городами – два с половиной часа. Даже в этом случае Web-узел ошибся с определением местного времени.
Если бы автобусная компания правильно спланировала структуру информации, автор бы нашел интересующие его данные после одного-двух щелчков и не потерял массу времени. Неприятной стороной Web-дизайна является то, что не обращается внимание на время, затраченное на формирование структуры узла. Это – не такая уж и благодарная сторона процесса разработки узла. Если же оказалось так, что именно вы занялись этим вопросом, представьте себя на месте клиента такой вот автобусной компании. Сколько человек ежедневно заходит на узел с целью узнать время прибытия автобуса? Если такой информации они не найдут, станут ли они клиентами конкурирующей компании, которая такую информацию предоставляет?
— Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта.
— Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы).
— SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание.
SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Зарегистрироваться и Начать продвижение
Эта автобусная компания не посмотрела на свой узел глазами обычного посетителя. Узел был разработан с точки зрения самой корпорации, а самым важным для нее было время отправления автобусов, как будто бы автобусы отправляются в никуда. Они ни разу не задали себе вопрос: "А что ищут на узле наши клиенты?" или "Удовлетворяем ли мы потребности клиентов" и ни разу на него не ответили другим вопросом: "Какова должна быть структура узла, чтобы удовлетворить потребности клиентов?"
Когда узел моделируется, такие вопросы сразу выплывают на поверхность, и их решение становится очевидным. Модель на рис. 4.9 показывает размещение информации на странице. Мы видим большой пробел в колонке Arrival (Прибытие). Информация отсутствует.
Мир требует удобства использования Web-узлов, и пока клиенты не будут готовы платить за исследование и тестирование, посвященные этому вопросу, эта нагрузка ложится исключительно на плечи команды разработчиков.
Рис. 4.9. Обратите внимание, что в оригинале отсутствует время прибытия. Если бы создатели поставили себя на место пассажира, они бы создали модель, показанную справа
Создание карт узлов
Когда мы проводим семинары, то часто задаем следующий вопрос: "Кто из вас создает карты узлов?" Обычно поднимается только несколько рук. После этого звучит следующий вопрос: "Кто использует специализированные программы создания карт узлов?" Число поднятых рук убывает. В заключение мы спрашиваем: "Кто не понимает, о чем идет речь?" Неизбежно поднимается несколько рук.
Карта узла подобна скелету человека. Она отражает скрытую структуру объекта. Правильно сформированная, карта узла показывает организацию, потоки информации, переходы между страницами, группировку содержания, и многое, многое другое. На этом этапе процесса можно просканировать весь проект: от его макропредставления как набора страниц до микропредставления отдельных элементов страницы.
Эта карта представляет собой документ, который отдается клиенту на утверждение и подпись. Не имеет значения, что именно вы предоставляете клиенту на рассмотрение – листы бумаги, файлы PDF, модель узла и т.п., – потребуйте, чтобы он все это подписал. С многих точек зрения процесс этот – неудобный; однако вы можете быть уверены, что перед тем, как подписаться, клиент тщательно проанализирует представленную модель. Естественно, карта узла является таким же живым документом, как и сама Web, и она меняется по мере изменения структуры узла. Если такое происходит, клиент должен завизировать изменение на карте узла, прежде чем проект углубится в стадию реализации изменений.