Иллюстрированный самоучитель по офисной работе с документами

Документы справочно-информационные. Составление и оформление писем.

Примеры речевых оборотов, использующихся в переписке коммерческих структур приведены ниже.

Сообщения:

Следует отметить…
Обращаю Ваше внимание…
Считаю необходимым проинформировать Вас о том, что…

Просьбы:

Буду Вам признателен за информацию о…
Был бы весьма благодарен, если бы Вы сообщили о…
Ваш ответ позволит нам приступить к… (действиям, предпринимаемым в интересах взаимной выгоды).
Будем признательны, если Вы найдете возможность…

Выражения сожаления:

К сожалению, вынужден сообщить…
К сожалению, вынужден констатировать…

Претензии:

Я очень огорчен данным обстоятельством и надеюсь, что Вы разъясните мне ситуацию или… свою позицию относительно…
Полагаю, Вы согласитесь, что это не лучший способ вести дела…
Это избавит нас от досадной необходимости обращаться в соответствующие государственные инстанции. (фраза следует после описания тех действий партнера, которые позволят сторонам выйти из конфликтной ситуации)
.

Фразы, завершающие текст письма:

Буду признателен за все замечания и предложения, которые Вы сочтете необходимым высказать в ответ на наши инициативы.
Наша фирма открыта для любых форм сотрудничества. Готовы рассмотреть альтернативные предложения, которые последуют с вашей стороны
.

Формулы вежливости:

С уважением,
С уважением и надеждой на взаимовыгодное сотрудничество,
С уважением и надеждой на продолжение диалога,
С наилучшими пожеланиями,
Искренне Ваш

Следует обратить особое внимание на сочетание элементов адреса (14), обращения и формул вежливости, используемых в письме.

Необходимо также отметить, что особенности стиля переписки негосударственных организаций диктуют необходимость избегать фиксации отметки о наличии приложения (20). Прилагаемые документы целесообразно упоминать в тексте письма.

Нормы делового этикета при ведении переписки

Ответное письмо должно быть адресовано лицу, подписавшему инициативное письмо, направленное в ваш адрес. Должностной ранг адресата должен соответствовать должностному рангу лица, подписавшего письмо (21). Необходимо отвечать на каждое поступившее письмо. Срок ответа – неделя. Если за этот период нельзя принять окончательного решения, необходимо в промежуточном ответе оговорить срок, за который оно будет принято.

Если письмо содержит в себе отказ от предложений вашего корреспондента, то необходимо указать и обосновать его причину.

Например:

К сожалению, мы уже приняли на себя аналогичные договорные обязательства, нарушать которые не в традициях нашей фирмы.
К сожалению, мы приостановили выпуск продукции в связи с модернизацией оборудования
.

Отказ не должен выглядеть окончательным. Необходимо наметить варианты дальнейшего сотрудничества: определить срок, когда стороны могут вернуться к продолжению диалога; выдвинуть альтернативные предложения; запросить дополнительную (конкретную) информацию и т.д.

Примеры писем приведены в Приложении.


Примечания:

  1. Заполняется только в том случае, если оформляемое письмо является ответным.
  2. Заполняется при необходимости.
  3. Заполняется только в том случае, если оформляемое письмо является ответным.
  4. Заполняется обязательно.
  5. Заполняется в том случае, если подписывает письмо не его автор.
  6. Заполняется только в том случае, если оформляемое письмо является ответным.
  7. В качестве адресата в гарантийном письме указывается только руководитель организации.
  8. Заполняется при необходимости.
  9. Заполняется обязательно.
  10. Заполняется обязательно.
  11. Инициалы адресата при обращении по фамилии не указываются.
  12. Обобщенное обращение допустимо только в первом инициативном письме.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.