Иллюстрированный самоучитель по офисной работе с документами

Номенклатура дел

Для обеспечения правильной систематизации документов в организации должна составляться номенклатура дел.

Номенклатура дел – "систематизированный перечень наименований дел, заводимых в организации, с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке"1.

В номенклатуру дел включаются все документы, образующиеся в деятельности предприятия, кроме технической документации и печатных изданий. Номенклатура дел составляется в последнем квартале текущего года на следующий. Номенклатуру дел составляет работник службы ДОУ с привлечением специалистов структурных подразделений.

Формуляр номенклатуры дел:

  • постоянные реквизиты "единого" бланка:
    • эмблема (03);
    • наименование организации (06);
    • наименование вида документа (08) (НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ);
  • переменные реквизиты "единого" бланка:
    • дата (09);
    • регистрационный номер (10);
    • место составления или издания документа (12);
    • заголовок (17);
    • текст (19);
    • подпись составителя (21);
    • гриф согласования (22)2;
    • гриф утверждения (15).

В заголовке номенклатуры дел указывают "на_____год". Например:

Иллюстрированный самоучитель по офисной работе с документами › Систематизация документов и подготовка дел к передаче на хранение в государственные архивы › Номенклатура дел

Текст номенклатуры дел представляет собой таблицу из пяти граф.

Индекс дела Заголовок дела (тома,части) Кол-во дел (томов, частей) Срок хранения дела (тома, части) и №статей по перечню6 Примечание
1 2 3 4 5

Содержательная часть текста номенклатуры дел группируется по разделам.

Названиями разделов являются наименования структурных подразделений или направлений деятельности фирмы. Названия разделов нумеруются парами арабских цифр и указываются в графе 2. Например:

  1. 01. Дирекция
  2. 02. Бухгалтерия и т.д.

В графе 1 номенклатуры дел указывается делопроизводственный индекс дела, который должен включать порядковый номер раздела и порядковый номер заголовка дела в пределах этого раздела. Например: 01-05.

В графе 2 указывают заголовки дел. Порядок расположения заголовков внутри раздела определяется важностью документов, входящих в дело. В начале располагаются заголовки организационных документов, далее – распорядительных и справочно-информационных (планы, отчеты, акты, справки и т.д.) в порядке убывания сроков хранения. При составлении заголовков необходимо учитывать следующее:

  • заголовок должен быть кратким, четко сформулированным;
  • заголовок должен полностью соответствовать смысловому содержанию документов, формируемых в данном деле;
  • заголовки типа "Общая переписка", "Материалы разные" и т.п. не допускаются.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.