Шрифты. Обзор шрифтов.
Шрифты нельзя рассматривать как серый фон, обрамляющий рисунки. Это – важный элемент процесса коммуникаций, и многие Web-дизайнеры про него забывают в погоне за крутым и модным оформлением. Забудьте о моде. Люди заходят на страницу в поиске информации. Если посетитель не может прочитать информацию из-за того, что текст трудно читается, разве можно ожидать, что он поймет эту информацию?
Internet в той или иной форме существует на протяжении 40 лет, однако возраст Web не превышает десятилетия. Шрифты нас окружали с середины XV века. За это время они прошли путь от свинцовых литер до битов на компьютере, когда начали появляться описываемые проблемы. Развитие настольных издательских систем привело к упадку традиционной издательской деятельности. Типографские работники, которые прошли пятилетний курс обучения, внезапно исчезли, и вся работа легла на плечи дизайнеров. Когда появилась Web, искусство книгопечатания фактически исчезло, так как издательская деятельность в Web находится совершенно в другом измерении. В Web существуют только шрифты, а книгопечатание как искусство нельзя перенести в формат HTML.
Обзор шрифтов
Лучшее, на что можно надеяться, – это на то, что посетитель страницы имеет установленные шрифты Arial, Verdana, Helvetica и Sans Serif, которые используются благодаря дескрипторам <font> и <Font Face>. Хотя стили CSS (Cascading Style Sheet) были призваны решить эти ограничения, они оказываются "недоразвитыми", когда речь заходит о книгопечатании, а браузеры версии 3 и ниже неверно отображают эти стили. Хорошая полиграфия, использование шрифтов и техники печати только усиливают тезис о том, что это – отдельная область искусства. Нельзя сказать, что работа по созданию шрифтов Verdana и Georgia, проделанная Мэтью Картером (Matthew Carter), была''выполнена плохо. Однако даже эти два шрифта не обеспечивают хорошего отображения вне браузера.
Так в чем же дело? Ведь пиксель – отличная стартовая точка. Графические дизайнеры, работающие в печатных изданиях, вкладывают в свои рисунки тысячи таких пикселей на дюйм. Тысячи этих точек они направляют на высококачественные лазерные принтеры при печати. Web-дизайнеры не имеют возможности использовать такие высокоточные разрешения. Наша точность измеряется сотней пикселей на дюйм, так как мы взаимодействуем с публикой через экраны их компьютеров. При нашем разрешении на букве "Т", отображенной шрифтом Times Roman, будут видны засечки на концах линий, однако вряд ли удастся отличить шрифт Stone Sans от шрифта Univers. Страница, которая хорошо смотрится при разрешении 800x600, для просмотра в разрешении 1024x768 потребует лупы.
Без технологий Postscript и TrueType увеличение шрифта просто увеличивало бы количество используемых пикселей, образующих букву. В результате полностью бы терялся стиль. Шрифт Times стал бы выглядеть угловатым и неуклюжим. Засечки потеряли бы свою элегантность. Нижняя часть буквы "k" стала бы искривленной. Короче говоря, шрифты начали бы деформироваться, пока не стали бы вообще нечитаемыми.
Для того чтобы взять на вооружение преимущества векторной графики, Web-дизайнеры конвертировали свои шрифты в рисунки или, как в случае с Flash MX, внедряли шрифты в файлы .swf. Проделывая эту работу, они все равно превращали элегантные шрифты в нечитабельные и искаженные. Ими руководило не эстетическое чувство, а просто то, что начертание шрифта выглядело привлекательным. Ситуация становилась угрожающей. Хотя тема настоящего раздела – описание средств работы со шрифтами в приложениях Fireworks, Flash и Dreamweaver, некоторые теоретические сведения помогут вам лучше понять, о чем пойдет речь.