Категориальный метод
В категориальном методе при кодировке сначала определяется максимальное количество ответов. Затем образовывается такое же количество переменных.
С целью изучения особенностей этого метода, мы рассмотрим следующий пример: закодируем вопрос vl: "Как Вы проводите выходные дни?" не дихотомически, а категориально. В этом случае мы сначала подсчитываем максимальное количество отмеченных ответов. Мы исходим, например, из того, что каждый из респондентов отметил не более шести предлагаемых вариантов ответа. Тогда мы образовываем шесть переменных. Эти переменные имеют следующие метки значений: 1 – Просмотр телепередач, 2 – Общение с друзьями, 3 – Приглашаю к себе гостей, 4 – Хобби и т.д. В отличие от дихотомического метода мы обойдемся меньшим количеством переменных, хотя они и не дихотомические, а имеют более двух категорий. Категориальный метод кодировки применяется прежде всего тогда, когда заранее задано максимальное число возможных ответов, как это было сделано при формулировке вопросов v4, v11, v12 v15 и v16. При кодировке анкеты эти переменные были закодированы категориально. И в категориальном методе необходимо сначала определить набор множественных ответов. Для объяснения категориального метода на примере возьмем переменную v11: "Что Вам понравилось?"
- В диалоговом окне Multiple Response Tables (Таблицы множественных ответов) щелкните на переключателе Define Sets… (Определить наборы).
- Перенесите переменные v11a и v11b в список Variables in Set (Переменные в наборе) и активизируйте вид кодировки Categories (Категории).
- Присвойте переменной набора имя zusagen (согласие) и метку Gefallen (Одобрение).
- Затем щелкните на переключателе Add (Добавить) и подтвердите нажатием Save (Сохранить).
- В главном диалоговом окне перенесите переменную Szusagen в поле строчных переменных.
Вы получите следующую таблицу:
Gefallen (Одобрение) | es wurde eine ansprecende Rede qehalten (была произнесена интересная речь) | 20 |
ich konnte viele Kolleqinnen und Kolleqen treffen (я встретил много коллег) | 26 | |
lebendiqe Proqrammqestaltunq (интересная программа) | 19 | |
weiss nicht mehr (уже не помню) | 14 | |
anderes (другое) | 3 | |
Geselligkeit, Gemeinschaftsqefuehl (общение, чувство сплоченности) | 7 | |
Solidaritaetskundgebunq (манифестация солидарности) | 4 | |
Darstellung von und Engagement fuer Arbeiterrechte (изложение прав трудящихся и помощь по защите этих прав) | 5 | |
Diskussionen, Gespraeche, Meinungsaustausch (дискуссии, беседы, обмен мнениями) | 6 | |
Kultur, Musik (культурные мероприятия, музыка) | 2 | |
Feiem, Essen, Trinken (праздничное застолье) | 3 | |
nichts besonderes (ничего особенного) | 6 | |
Familie dabei (прогулка с семьей) | 2 | |
lokaler Bezugsrahmen/aktuelle Themen (обсуждение местных проблем/актуальные темы) | 3 |
Работа с переменными наборов
Переменные наборов могут обрабатываться как обычные переменные. Выведем, к примеру, отдельно для каждого пола данные по переменной, которая характеризует варианты проведения свободного времени (переменная набора $frei).
- Переменной $frei присвойте статус строчной переменной, а переменной v2 – статус столбцовой переменной.
Вы получите следующую двумерную таблицу:
Geschlecht (Пол) | |||
weiblich (женский) | maennlich (мужской) | ||
Free time (Свободное время) | Femsehen (Просмотр телепередач) | 1 | 8 |
Geselliqkeit (Общение с друзьями) | 21 | 31 | |
Stammtisch (Приглашаю к себе гостей) | 2 | ||
Hobbies (Хобби) | 4 | 22 | |
Verein (Общество по увлечениям) | 4 | 14 | |
Familienleben (Семейные заботы) | 2 | 2 | |
Radio hoeren/Lesen (Слушаю радио/читаю) | 3 | ||
Kino/Konzerte/Th eater (Кино/концерты/театр) | 6 | 8 | |
das uebliche/dies und das (То же, что и всегда/то одно то другое) | 51 | 112 | |
Ausflueg/Wanderung machen (Выбираюсь на природу/путешествую) | 16 | 36 | |
wichtige Arbeiten verrichten (Необходимые дела (дом, квартира, сад) | 2 | ||
Nachbarschaftshilfe (Помощь соседям) | |||
Sport (Спорт) | 10 | 25 | |
Anderes. 1 Antwort (Другое. 1-й ответ) | 3 | 11 |