Графические редакторы
Графические редакторы делятся на два главных типа – растровые (битмэповые, иногда говорят – битовые, пиксельные) и векторные. Первые предназначены в основном для обработки сканированных изображений и цифровых фотографий, вторые – для рисования.
В последние годы программы обоих типов двинулись навстречу друг другу. В составе растровых редакторов появились инструменты для работы с векторной графикой, а в составе векторных – инструменты для работы с фотоизображениями. Когда-нибудь все это соединится в каком-нибудь могучем универсальном графическом редакторе, одинаково хорошо работающем с обоими способами представления графической информации. А может, еще и с 3D-графикой, и программами создания анимации.
Впрочем, до этого пока далеко. Так что приходится для обработки фотографий использовать одну программу, а для рисования другую (или другие!). (Впрочем, если у вас есть графический планшет, можете рисовать и в Фото-шопе.)
В этой части самоучителя мы с вами познакомимся одним растровым и одним векторным графическим редактором.
Adobe Photoshop
Размышляя над тем, о каких программах стоит написать в книге по графике и звуку, я заметил, что единственным по-настоящему бесспорным для меня кандидатом оказался графический редактор Photoshop фирмы Adobe. Если по музыкальным программам или по векторным графическим редакторам были у меня какие-то сомнения, рассматривались разные варианты, то среди программ для работы с растровой графикой я без всяких сомнений выбрал именно эту: на протяжении многих лет Adobe Photoshop не только самая продвинутая и профессиональная, но, по странному совпадению, – еще и самая популярная программа (эти вещи редко совпадают).
Есть, конечно, и другие вполне приличные рисовалки, такие как Corel Photo-Paint или PaintShop Pro. Но Photoshop – это, как принято выражаться, промышленный стандарт в обработке фотоизображений.
Создатели программы очень хорошо понимают, что может нам с вами потребоваться в работе с графикой. Причем учитываются наши с вами потребности, если мы совсем зеленые новички и если мы крутые профи.
Души профессионалов греет тот факт, что программа все делает корректно, правильно, в соответствии со всеми полиграфическими и иными стандартами. Им необходима гибкость – Photoshop умеет сделать с изображением буквально все, что только можно придумать, да к тому же еще и разными способами.
А новичков радует обилие всяческой автоматизации – автоматическая коррекция контраста, яркости, цветового баланса, полуавтоматическая коррекция цветов. Есть автоматическая обрезка ненужных краев изображения. Есть такая замечательная вещь, как автоматическое выделение на рисунке всех участков одного цвета. Да мало ли, какие еще удобства и усовершенствования встретятся нам в этой могучей софтине.
Поскольку книжка наша не для крутых профи (они и так все знают), а для тех, кто делает только первые (вторые, третьи, в крайнем случае, седьмые-восьмые) шаги по просторам компьютерной графики, то и узкопрофессиональным моментам мы не будем уделять слишком большого внимания.
Вместе с Photoshopov поставляется программа Adobe ImageReady для создания анимации и подготовки графики для интернета. Ближе к концу этого раздела мы немножко поговорим о том, как с ее помощью можно делать мультики.
Речь у нас пойдет в основном о последних версиях программы – 7.0 (вышла в 2002 году) и 6.0 (вышла двумя годами раньше). Все иллюстрации сделаны на основе версии 7.0.
Для установки седьмой версии в минимальном варианте вам потребуется 65-70 МБ на жестком диске (при стандартной установке – около 150). Шестая поскромнее: 16 МБ при минимальной установке и около сотни при стандартной.
Более ранние версии Фотошопа – 5.0 (1998 год) и 5.5 (1999) – были по размерам ненамного меньше шестой, но могли работать под управлением Windows 95, тогда как шестая и седьмая 95-ми виндами уже, видишь ли, брезгают. Им Windows 98 или Millennium подавай. Годятся также NT 4, 2000 и ХР2.
Я не привожу здесь данных о минимальном необходимом объеме оперативной памяти: если у вас запускаются и нормально работают 98-е винды или ХР, то запустится и будет нормально работать и Photoshop.
А вот о нормальном, достаточном объеме памяти сказать следует. Тем, кто работает с изображениями размером десятки, даже сотни килобайт, особо заморочиваться по поводу памяти не стоит. Но когда ваши файлы принимают размеры вполне профессиональные – десятки и сотни уже мегабайт, память необходимо наращивать, иначе Photoshop будет тормозить даже на компьютере с самым быстрым процессором: все, что не влезет в оперативную память, программа будет непрерывно сбрасывать на диск и снова читать с диска, что, как вы сами понимаете, требует немало времени.
Если вы услышите, что при обработке большого файла ваш компьютер все время трещит винчестером, это как раз и означает, что памяти ему не хватает.
Как узнать, сколько потребуется докупить оперативки? Для простой обработки фотографий или сканированных изображений большого размера имеет смысл утроить размеры файлов, с которыми вы собираетесь работать, и именно столько поставить ОП (оперативной памяти). Если же вы, на свою беду, затеете сложные преобразования этих изображений, создадите в файле несколько слоев, по которым программе придется постоянно высчитывать прозрачность и прочие эффекты и обработки, то умножать надо на пять. Как минимум.
И не загружайте оперативную память запуском посторонних "тяжелых" программ, вроде Microsoft Word. И не копируйте в буфер слишком большие объемы информации (а если скопировали, то при первой же возможности его очищайте).
И выделите программе побольше памяти. По умолчанию Photoshop не берет себе больше 50% доступной ОП. Для работы с большими файлами, можете увеличить эту цифру до 80, даже до 90% – останется и для браузера, и для какого нибудь музыкального проигрывателя, а Photoshop ваш будет бегать заметно быстрее. Чтобы эту операцию проделать, зайдите в подменю Edit › Preferences (или File › Preferences), выберите команду Memory & Image Cash и введите нужный вам процент в окошке Memory Used by Photoshop (память, используемая Фотошопом). Чтобы настройка вступила в силу, программу надо перезапустить.
- Если у вас в системе Windows 95 часто возникают сбои памяти при работе с Фото-шопом, обязательно откройте файл Photoshop 5.0 Read Me.wri (он лежит в папке Program Files\Adobe\Photoshop 5.0 или 5.5) и прочитайте раздел Windows 95. Там сказано, как правильно настроить виртуальную память системы, чтобы этих сбоев было поменьше.
- Мы не говорим в этой книге о версиях для Макинтошей, хотя они тоже существуют и мало чем отличаются от виндоузовских. Ну, там, вместо клавиши CTRL нажимают клавишу Command, а вместо ALT – Option…
Имеет смысл также позволить программе обращаться к другим дискам для размещения временных файлов – чтобы они не переполнили системный диск. В настройках программы на странице Plug-Ins & Scratch Disks есть секция Scratch Disks с четырьмя списочками, в которых вы и сможете указать другие свои диски.
Кстати, размеры временных файлов могут составлять десятки и сотни мегабайт. Теоретически при закрытии Фотошопа все они удаляются. Но в случае сбоев программы и зависаний системы они остаются. Так что не забывайте очищать папки TEMP.