Иллюстрированный самоучитель по SPSS 10/11

Одномерный дисперсионный анализ

Однофакторный дисперсионный анализ (без и с повторными измерениями) уже рассматривался в главе 13, поэтому мы сразу обратимся к многофакторному дисперсионному анализу.

Так как дисперсионный анализ очень часто находит применение в области психологии, то первым примером и будет пример из этой области. В четыре различных момента времени 27 испытуемых были подвергнуты тесту на внимательность. Причем для каждого испытуемого регистрировался пол и возраст. Собранные значения представлены в следующей сводной таблице.

С А M1 М2 М3 М4 С А М1 М2 М3 М4
1 1 16 18 21 20 1 3 8 11 12 12
1 1 17 19 18 22 2 1 17 18 20 21
1 1 15 15 17 18 2 1 15 15 18 17
1 1 16 17 18 19 2 1 16 17 17 18
1 2 15 16 20 18 2 2 15 18 19 21
1 2 16 19 18 20 2 2 17 20 21 22
1 2 13 14 16 17 2 2 14 16 17 20
1 2 14 14 15 17 2 2 14 14 16 18
1 2 15 16 16 18 2 3 12 11 14 15
1 3 13 14 15 16 2 3 10 12 13 14
1 3 14 17 16 19 2 2 10 10 11 13
1 3 13 13 15 16 2 3 9 10 12 11
1 3 10 11 11 11 2 3 10 9 12 13
1 3 9 10 10 13            

Полу (G) соответствуют коды: 1 для мужского и 2 для женского; возраст (А) представлен тремя возрастными группами. Испытуемым в возрасте до 30 лет соответствует код 1, испытуемым в возрасте от 31 до 50 лет – код 2 и испытуемым в возрасте свыше 50 лет – код 3. Четыре показателя внимательности соответствуют переменным М1 – М4.

При помощи этого примера мы рассмотрим, во-первых, одномерный дисперсионный анализ без повторных измерений и, во-вторых, одномерный дисперсионный анализ с повторными измерениями. Одномерный дисперсионный анализ без повторных измерений может быть проведен как при помощи общей линейной модели, так и при помощи классического метода Фишера.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.