Создание теней. Способность объектов отбрасывать тень.
Трассированные тени
Для включения трассированных теней нужно установить флажок Use Raytrace Shadows (Использовать трассированные тени) в разделе Shadows (Тени) окна диалога Attribute Editor (Редактор атрибутов). Кроме того, нужно включить функцию трассирования в окне диалога Bender Global Settings (Общие параметры визуализации), вызываемом командой Rendering Editors › Render Globals (Редакторы визуализации › Общие параметры визуализации) из меню Window (Окно).
На рис. 10.26 показаны трассируемые тени от прожектора. Обратите внимание на то, что они не сильно отличаются от теней, полученных на основе карты глубины (см. рис. 10.25). Этот пример наглядно показывает, насколько детализированными получаются тени от прожектора. Кроме того, сцена с тенями, полученными на основе карты глубины, визуализируется быстрее.
Рис. 10.26. Трассированные тени от источника света типа Spot
Трассирование является единственным способом получить тень от объектов, материалу которых была назначена карта прозрачности. На рис. 10.27 показан эффект от световых лучей, проходящих через плоскость с полупрозрачным рисунком шахматной доски: слева – тени, полученные методом трассирования, справа – тени, полученные на основе карты глубины.
Рис. 10.27. Тени от полупрозрачных объектов обязательно должны быть трассированными
Способность объектов отбрасывать тень
В Maya вы можете явно указывать, может ли объект отбрасывать тень или формировать на своей поверхности тени от других объектов. Например, если перед формирующим тени источником света находится объект, тень от которого вам не нужна, достаточно просто отключить функцию формирования теней этим объектом.
Для этого нужно выделить объект и открыть для него окно диалога Attribute Editor (Редактор атрибутов). В разделе Render Stats (Условия визуализации) находится набор флажков, управляющих свойствами, проявляющимися при визуализации объекта. Чтобы объект не отбрасывал тени, нужно снять флажок Cast Shadows (Отбрасывать тень). Если же нужно сделать так, чтобы другие элементы сцены не могли бросить тень на выделенный объект, снимите флажок Receive Shadows (Формировать тени на поверхности).