Прием на работу руководителя
С чего начать
Прежде чем оформлять документы по приему на работу руководителя предприятия, следует запросить информацию о наличии дисквалификации данного лица в органе, ведущем реестр соответствующих лиц (п. 2 ст. 32.11 КоАП РФ), которым согласно Постановлению Правительства РФ от 02.08.05 №483 является МВД РФ.
В соответствии со ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация состоит в лишении физического лица на срок от 6 месяцев до 3 лет права:
- занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица;
- входить в совет директоров (наблюдательный совет);
- вести предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом;
- осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Данная информация может быть предоставлена в виде выписок о конкретных дисквалифицированных лицах за плату в размере одного МРОТ (п. 4 Постановления Правительства РФ от 11.11.02 №805 "О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц"). Если же с соответствующим запросом обращается сам гражданин, с которым предполагается заключить трудовой договор, то сведения предоставляются бесплатно.
Запрос составляется по форме, утвержденной Приказом МВД РФ от 22.11.06 №957.
Обратим внимание: если запрос о наличии дисквалификации гражданина, которого планируется принять на работу в качестве руководителя, проигнорирован, то в соответствии со ст. 14.23 КоАП РФ на организацию может быть наложен штраф до 100000 руб. по причине заключения трудового договора с дисквалифицированным лицом.
До оформления документов по приему на работу руководителя необходимо также ознакомиться с учредительными документами работодателя, в частности с положениями, касающимися порядка назначения руководителя. Ведь нередко до заключения договора предусмотрен ряд предшествующих процедур. Чаще всего это должно быть решение учредителей или акционеров данного общества.
К примеру, для общества с ограниченной ответственностью необходим протокол общего собрания участников-учредителей (если учредителей более одного) или решение участника-учредителя в письменном виде – если он единственный (статьи 40 и 39 Федерального закона от 08.02.98 №14-ФЗ соответственно).
Для акционерного общества – протокол общего собрания акционеров или протокол собрания совета директоров (наблюдательного совета), в зависимости от того, кто из них наделен соответствующими полномочиями. Если общество состоит из единственного акционера, то избрание на должность руководителя оформляется его решением в письменном виде (п. 1 ст. 48, п. 1 ст. 65 и ст. 47 Федерального закона от 26.12.95 №208-ФЗ).
Председатель и правление, являющиеся исполнительными органами сельскохозяйственного кооператива, избираются общим собранием его членов (ст. 26 Федерального закона от 08.12.95 №193-ФЗ), а председатель производственного кооператива – общим собранием из числа членов кооператива (п. 3 ст. 17 Федерального закона от 08.05.96 №41-ФЗ).
Назначение руководителей унитарных предприятий осуществляется собственниками их имущества на конкурсной основе (ст. 21 Федерального закона от 14.11.02 №161-ФЗ). Положение о проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.03.00 №234 "О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий".
Необходимо, чтобы протоколы точно соответствовали положениям учредительных документов. Например, в уставе указано, какое количество голосов необходимо для избрания генерального директора. В протоколе это количество голосов должно быть не меньше указанного! Очень часто про это забывают. Необходимо уточнить и на какой срок избирается директор.
Вообще, нужно внимательней относится к составлению учредительных документов, не лениться максимально подробно составлять Устав именно с учетом особенностей своей деятельности. Не лишним будет предварительно ознакомиться с опытом аналогичных организаций, поучиться на чужих ошибках. В Уставе должно быть прописано, кому принадлежат полномочия по формированию структуры организации, кто вправе заниматься формированием ее штата. Конечно, гораздо проще использовать типовой вариант, но это может обернуться серьезными проблемами.
Законами и иными нормативно-правовыми актами может быть предусмотрена необходимость согласования возможности заключения трудового договора либо его условий с соответствующими органами или лицами, не являющимися работодателями по этому договору (ч. 3 ст. 67 ТрК РФ).