Специфика правового положения наемного директора
Руководитель организации – физическое лицо, которое в соответствии с законом и учредительными документами организации осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (ст. 273 ТрК РФ).
Трудовым законодательством руководитель организации относится к наемным работникам, статус которых имеет определенную специфику. Это выражается в том, что руководитель в отношениях с контрагентами действует от имени организации (в интересах и по поручению собственника имущества): самостоятельно решает вопросы, связанные с деятельностью организации, совершает сделки, выдает доверенности, представляет работодателя в возникающих правоотношениях с работниками, организует процесс труда и многое другое.
Таким образом, правовое положение руководителя организации необходимо рассматривать не только с позиции норм трудового права, но и считать его полноправным субъектом гражданских правоотношений со всеми вытекающими из этого последствиями.
Права и обязанности руководителя организации в области социально-трудовых отношений регулируются ТрК РФ, иными нормативными правовыми актами, например, ответственность предусмотрена в КоАП РФ и в Уголовном кодексе РФ; правовые нормы содержатся также в законодательстве об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью; отдельно можно выделить нормативные акты, регулирующие статус руководителей государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Отношения с руководителем регулируются главой 43 ТрК РФ, действие которой не распространяется на руководителя, являющегося единственным участником (учредителем), членом организации или единственным собственником ее имущества. Ограничение действия норм указанной главы касается также случаев, когда управление организацией осуществляется по договору с другой организацией или индивидуальным предпринимателем.