Ретуширующие инструменты
Заплатки (Patch) тоже не было в версии 6.0 и более ранних. Этот инструмент позволяет воспроизвести образец в другой точке рисунка и подогнать его под новое местожительство, но делает это не отдельными мазками, а путем выделения некоторой области и перетаскивания ее на новое место, где она и прирастает, почти как родная.
На самом деле тут предусмотрены целых два способа.
- Если на панели настройки стоит точка в кружке Destination (назначение), то все происходит именно так, как я сказал выше: выделяем область и перетаскиваем образец на новое место.
- Если же точка стоит в кружке Source (источник), то все получается наоборот.
Выделяем нужный участок и перетаскиваем получившийся контур в то место, которое станет образцом, по нему выделенная нами область и оформится.
Второй способ будет удобнее, если вы решите сначала выделить исправляемый фрагмент каким-нибудь хитрым инструментом, вроде магнитного лассо (об этом читайте в главе "Создаем контуры вручную"), а потом только налепить на выделенное место заплатку.
Осветление, затемнение, губка
Менять освещенность или насыщенность цветов на больших участках изображения или на фотографии в целом лучше с помощью команд из меню Image › Adjustment, а прочесть о них лучше в главе "Коррекция фотоизображений". А вот для ретуши, для обработки мелких деталей, усиления тени или подчеркивания освещенных частей вполне подойдут инструменты Dodge (осветление), Burn (затемнение) и Sponge (изменение насыщенности).
Для осветления предназначен инструмент Dodge (D), что переводится как увертка, хитрость. Странное название пришло из жаргона фотографов, которые при печати фотокарточек такими, примерно, деревянными лопаточками закрывали часть фотобумаги, чтобы туда упало меньше света и изображение оказалось светлее. Фотошоповский инструмент делает нечто подобное, только на гораздо более высоком технологическом уровне.
На рис. 1.31 вы видите панель настроек осветлителя. С размером кисти (ну, то есть лопаточки) и режимом аэрографа, надеюсь, уже десять раз все понятно. Параметр Exposure (экспозиция) определяет степень осветления: чем выше процент, тем сильнее эффект.
Рис. 1.31. Настройки осветлителя
В списке Range (диапазон) три строки: Shadows (тени), Midtones (средние тона) и Highlights (светлые тона). Выбрав одну из них, вы сможете возить кисточкой Dodge в гуще мелких контрастных деталей или вблизи границы двух контрастных участков, целенаправленно высветляя только участки из выбранного диапазона, а остальные затрагивать в минимальной степени.
Когда контраст между деталями невысок, большого толку от этих настроек не ждите. Но выбрать правильный диапазон все равно придется, иначе будете возить по рисунку "доджиком" без заметного успеха.
Инструмент Burn (затемнение) действует в противоположном направлении – затемняет все под курсором (как будто вы при фотопечати прикрыли рукой всю фотобумагу, кроме дырочки, в которую падает больше света, отчего изображение темнеет). Настройки ничем не отличаются от показанных на рис. 1.31.
Осветлитель и затемнитель в средних тонах работают корректно, не искажая цветовую гамму, а вот при осветлении теней или при затемнении светлого результат может получиться довольно грубым.
Губка Sponge позволяет менять насыщенность цвета, делать его сочнее, ярче или, наоборот, приглушать – вплоть до полной потери цвета. Задается направление работы в списке Mode (режим), в котором всего две строки: Saturate (насытить) и Desaturate (разбавить). Остальные настройки такие же, как у двух предыдущих инструментов1.
Если картинка черно-белая, то никакого насыщения цветом быть не может. Губка будет просто повышать или снижать контраст.