Пример: артефакты дискретного Фурье-преобразования
Сдвиг ноль-линии
Еще одним, наиболее ярким, проявлением вредного влияния конечности интервала выборки может служить расчет Фурье-преобразования суммы гармонического сигнала и константы (рис. 14.8). Для того чтобы получить данный рисунок, достаточно еще слегка (по сравнению с рис. 14.7) модифицировать строку листинга, касающуюся определения компонент вектора у, добавив к нему i: yi: = sin(2π0.915xi)+1.
Сравнивая рис. 14.7 и 14.8, несложно догадаться, почему так разительно изменился вид спектра в низкочастотной области. Пугающий рост спектра на левом крае частотного интервала объясняется совокупностью двух факторов: конечности выборки и добавлением к сигналу ненулевой постоянной составляющей (так называемым сдвигом ноль-линии). Сумма сигнала и константы определяет соответствующее влияние на вычисленный спектр, который также оказывается (просто в силу линейности операции интегрирования) суммой спектров сигнала и ступенчатой функцией (равной той самой константе внутри расчетного интервала и нулю за его пределами).
Рис. 14.8. Фурье-спектр суммы гармонического сигнала и константы (влияние конечности выборки)
Избавиться от искажений, вызванных сдвигом ноль-линии, довольно просто. Достаточно (до Фурье-преобразования) вычислить среднее значение выборки и затем вычесть его из каждого элемента выборки. Если после этой операции вычислить Фурье-спектр, то он окажется примерно таким, как показано на рис. 14.7.
Маскировка частот
Еще один классический пример ошибочного расчета Фурье-спектра связан с возможным присутствием в сигнале гармоник с частотой, превышающей частоту Найквиста, в данном примере ΩN=0.64 (см. разд. 14.1.Г). Иллюстрация эффекта, называемого "маскировкой частот", приведена на рис. 14.9, который содержит расчет спектров трех различных синусоидальных сигналов с разной частотой f0. Первый спектр сигнала с частотой, меньшей частоты Найквиста, вычислен верно, а вот два остальных спектра показывают, что в случае превышения частоты Найквиста в спектре начинают присутствовать "лишние" пики. Появление артефактов спектра связано с тем, что дискретных отсчетов начинает не хватать для того, чтобы прописать высокочастотные гармоники с достаточной информативностью.
Рис. 14.9. Расчеты Фурье-спектров гармонических сигналов с разной частотой ("маскировка частот")