Иллюстрированный самоучитель по Maple 9

Вычисление времени сжатия пружины под воздействием упавшего груза

Поскольку все переменные в аргументе арктангенса больше нуля, сам арктангенс возвращает значение в диапазоне от 0 до π/2, и этот арктангенс в выражение для Т входит со знаком "минус". Поэтому очевидно, что первым не отрицательным решением будет то, где _Z1=1. Это значение переменной _Z1 и присвоим. Используем процедуру subs(): первый параметр – равенство _Z1=1 (вместо переменной _Z1 следует подставить 1), второй параметр – Т (замену нужно делать в выражении для Т). Результат выполнения команды присваиваем переменной.

Иллюстрированный самоучитель по Maple 9 › Задачи физики › Вычисление времени сжатия пружины под воздействием упавшего груза

Теперь переменная Т определяет тот самый момент – "единственный и неповторимый".

Но на этом вычисления не заканчиваются. Следует еще определить коэффициент жесткости к, который также будем искать из закона сохранения энергии.

Иллюстрированный самоучитель по Maple 9 › Задачи физики › Вычисление времени сжатия пружины под воздействием упавшего груза

После этого выражение для времени сжатия пружины примет следующий вид.

Иллюстрированный самоучитель по Maple 9 › Задачи физики › Вычисление времени сжатия пружины под воздействием упавшего груза

Это выражение следует упростить. Чтобы упрощение возымело действие относительно самой переменной Т, а не просто было выведено упрощенное выражение, результат упрощения присвоим переменной Т. Кроме того, поскольку в выражении много радикалов, указываем опцию symbolic. В этом случае при вычислении корня квадратного из переменной в квадрате результатом будет сама эта переменная. Это удобно, когда используются положительные величины – нет необходимости вызывать процедуру assume ().

Таким образом, имеем следующее.

Иллюстрированный самоучитель по Maple 9 › Задачи физики › Вычисление времени сжатия пружины под воздействием упавшего груза

Это и есть ответ. Однако на достигнутом останавливаться не будем. Рассмотрим методы, с помощью которых для задач можно создавать иллюстрации (и не только!).

Для начала определим процедуру spring(), с помощью которой будет отоаться пружина. Данная процедура имеет три параметра: максимальное зачение координаты по вертикальной оси (Хmах), т.е. верхняя граница для 1-й картинки; закон движения верхнего свободного конца пружины L() – не выражение, а процедура (оператор); момент времени t, в который отображается пружина. Другими словами, процедура создается "с перспективой" – чтобы можно было отображать состояние системы шарик-пружина; произвольный момент времени.

На заметку
Наличие у процедуры spring() параметра Хтах объясняется следующим образом: в дальнейшем пружина будет отображаться "в компании" шарика. Поэтому размер рисунка (вертикали) зависит от высоты, на которой находится шарик. Наличие у процедуры змянутого параметра позволит затем связать его с положением шарика
.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.