Формы и составные объекты
Shapes (Формы)
Для создания более сложных и реалистичных видов геометрии не всегда хватает набора инструментов из описанных ранее групп примитивов Max. Такие объекты, как телефонная трубка, фигурная рюмка, стена с дверными и оконными проемами и многие другие едва ли могут быть выполнены набором объектов Standard (Стандартный) и Extended (Расширенный). Для этого требуются более сложные методы моделирования – Лофтинг или Формование, Вращение, Выдавливание, Булевые операции. Почти все эти процедуры требуют создания исходных объектов, называемых Shapes (Формы), которые представляют собой набор двумерных или трехмерных кривых. Эта категория состоит из двух групп объектов – Splines (Сплайнов) и NURBS Curves (Кривых NURBS). Рассмотрим первую из них, как наиболее распространенную и чаще всего используемую группу.
Любая кривая представляет собой набор Vertices (Вершин) соединенных Segments (Сегментами) – прямо – и криволинейными отрезками. Совокупность сегментов составляет Spline (Сплайн), которые в свою очередь и образуют Shape (Форму). Понятия Vertex (Вершина), Segment (Сегмент) и Spline (Сплайн) составляют уровень Sub-Object (Подобъекта) кривых типа Spline и позволяют редактировать их. Остановимся на подобъектах и их особенностях (рис. 5.15).
Рис. 5.15. Сплайн и его Подобъекты
- Vertex (Вершина) – узловые точки сплайна, определяющие изменения его кривизны и степень деталировки. В зависимости от Типа Вершины различают:
- Smooth (Сглаженная) – вершина, плавно соединяющая два смежных сегмента, имеющих равную степень кривизны.
- Corner (Угловая) – вершина, соединяющая два смежных сегмента и образующая прямолинейный излом кривизны.
- Bezier (Безье) – сглаженная вершина, дающая возможность менять кривизну входящих сегментов. При выборе такой вершины возникает инструмент для ее настройки – маркерная касательная линия. Она состоит из двух отрезков, оканчивающихся узлами-маркерами, угол между которыми всегда составляет 180°. Перемещая один из узлов, можно изменять степень кривизны и ориентацию сегментов кривой, в то время как второй узел отображает те же действия центрально симметрично.
- Bezier-Corner (Угловая Безье) – вершина, аналогичная предыдущей, но не имеющая фиксации угла в 180° между отрезками касательной. Перемещение узлов-маркеров происходит независимо, позволяя создавать криволинейные изломы кривизны.
Все вершины отрисовываются в видовых окнах как крестовые маркеры, а первая вершина – как маркер, заключенный в квадратную рамку.
- Segment (Сегмент) – прямолинейные или криволинейные участки сплайна, соединяющие его смежные вершины. Криволинейные сегменты образуются совокупностью прямых отрезков, число которых задается счетчиком Steps (Число Шагов) и флажком Adaptive (Адаптивный). В зависимости от Типа Сегмента различают:
- Line (Линейный) – сегмент отрисовывается как кратчайшее расстояние между двумя вершинами, то есть по прямой.
- Curve (Кривая) – сегмент отрисовывается как кривая, в зависимости от типов соединяемых вершин и значений кривизны их касательных.
- Spline (Сплайн) – набор смежных сегментов, образующих непрерывную линию. Сплайны бывают Open (Разомкнутые) и Closed (Замкнутые). В замкнутом сплайне первая и последняя вершина совпадают. В зависимости от Типа Сплайна различают:
- Line (Линейный) – все сегменты сплайна представляют собой одноименный тип при полном отсутствии кривизны.
- Curve (Кривая) – все сегменты сплайна имеют некоторую кривизну.
- Совмещенный, при котором сплайн содержит как первые, так вторые сегменты.
Подобъектный уровень Spline (Сплайн) может содержать одну или несколько кривых.