Дальнейшее использование IK-цепочек
Многие аниматоры применяют IK-цепочки не столько для анимации персонажей, сколько для получения определенных эффектов. Эти цепочки позволяют убедительно сымитировать движения кнута и веревки, трепещущий на ветру флаг, подпрыгивающий хвост пони и поршень насоса. Например, воспользовавшись другим решением метода обратной кинематики (оно называется Spline (Сплайн)), вы получите возможность контролировать форму скелета с помощью NURBS-сплайна. Это требуется, например, при моделировании змей или других длинных деформируемых объектов.
Для создания манипулятора IK-сплайна выберите в меню Skeleton (Скелет) команду IK Spline Handle Tool (Манипулятор IK-сплайна) и дважды щелкните на суставах скелета, указывая положение верхнего сустава и концевого эффектора. Это приведет к появлению сплайна по всей длине цепочки суставов. Редактирование кривизны сплайна заставляет двигаться кости, которые, в свою очередь, заставляют двигаться связанную с ними геометрию. Пример манипулятора IK-сплайна показан на рис. 9.30.
Рис. 9.30. Состояние сплайновой IK-цепочки определяется кривизной лежащего в ее основе NURBS-сплайна. Редактирование положения управляющих точек этого сплайна вызывает перемещение суставов