Ограничения
Ограничения Geometry и Normal
Ограничения Geometry (Геометрия) и Normal (Нормаль) связывают указанный пользователем объект с поверхностью мишени.
В результате применения ограничения Geometry (Геометрия) на поверхности объекта-мишени оказывается опорная точка ограничиваемого объекта. При этом его атрибуты не блокируются, что позволяет этому объекту скользить вдоль поверхности мишени. Процесс создания данного ограничения все так же включает в себя выделение мишени, ограничиваемого объекта и выбор в меню Constrain (Ограничить) команды Geometry (Геометрия). Это ограничение крайне полезно, если требуется "привязать" объект к деформируемой поверхности. В качестве примера в данном случае можно привести лодку, скользящую по волнам.
На рис. 9.35 показан результат создания ограничения Geometry (Геометрия) для конуса, расположенного на NURBS-поверхности, на которую действует деформатор Wave (Волна). Для вызова этого деформатора используйте одноименную команду меню Deform › Create Nonlinear (Деформация › Создать нелинейную деформацию). Вне зависимости от прохождения ряби конус останется на поверхности, сохраняя первоначальную ориентацию.
Рис. 9.35. В результате действия ограничения Geometry конус остается на NURBS-поверхности даже при ее деформации
Если же требуется, чтобы ориентация конуса повторяла все изгибы поверхности, используйте ограничение Normal (Нормаль). В этом случае ориентация конуса повторяет ориентацию нормалей, соответственно, конус все время будет оставаться перпендикулярным поверхности.
Примечание
Нормалью называется воображаемый отрезок, исходящий из центра грани перпендикулярно ее поверхности и указывающий, под каким углом грань располагается в пространстве.
Параметры ограничений Aim (Цель) и Normal (Нормаль) во многом похожи друг на друга. Атрибут Aim Vector (Вектор цели) позволяет указать ориентацию объекта, но не ограничивает положения объекта по отношению к мишени. Соответственно, если вам требуется, чтобы ориентация объекта повторяла изгибы поверхности, например, как показано на рис. 9.36, используйте ограничение Normal (Нормаль).
Рис. 9.36. Благодаря совместному действию ограничений Geometry и Normal движение конуса повторяет все изгибы NURBS-поверхности
Ограничения Parent, Tangent и Pole Vector
В Maya существуют еще три вида ограничений: Parent (Иерархическая связь), Tangent (Касательная) и Pole Vector (Вектор полюса).
Ограничение Parent (Иерархическая связь) связывает атрибуты преобразований перемещения и поворота двух объектов, имитируя формирование иерархической цепочки. Это позволяет избежать создания групп вручную.
Ограничение Tangent (Касательная) применяется только в случаях, когда в качестве объекта-мишени используется NURBS-кривая. Оно позволяет направить вектор ограничиваемого объекта вдоль касательной кривой-мишени и применяется в случаях, когда требуется ограничить ориентацию объекта NURBS-кривой.
Ограничение Pole Vector (Вектор полюса) предназначено для случаев, когда в качестве ограничиваемого объекта фигурирует плоскость вращения IK-манипулятора. Благодаря этому вектор полюса манипулятора всегда нацелен в направлении объекта-мишени. В результате вектор полюса будет контролировать направление центрального сочленения в цепочке, например направление локтя при сгибе руки.