Иллюстрированный самоучитель по Maya 6

Скелеты и кинематика. Скелеты и иерархия.

Для анимации системы костей используются методы прямой и обратной кинематики. В первом случае нужная поза придается поворотом самого старшего в иерархической цепочке сустава. Этот метод применялся при создании покадровой анимации, в которой положение кукол менялось и фиксировалось в каждом кадре. Изменение положения куклы достигалось непосредственным поворотом суставов (рис. 9.2).

Иллюстрированный самоучитель по Maya 6 › Дополнительные техники анимации › Скелеты и кинематика. Скелеты и иерархия.
Рис. 9.2. Анимация по методу прямой кинематики осуществляется непосредственным поворотом суставов

Поворот сустава влияет на положение всех дочерних по отношению к нему членов иерархической цепочки. Поворот бедренного сустава вверх заставит колено и голеностопный сустав совершить такое движение, как будто нога бьет по мячу. Поворот коленного сустава вниз заставит лодыжку повернуться так, как будто человек садится. Такая форма реакции на преобразования свойственна обычной иерархической цепочке. Именно поэтому данный метод называется методом прямой кинематики (forward kinematics).

В методе обратной кинематики (inverse kinematics (IK)) движением управляет сложная система присоединенных к конечным суставам цепочек IK – манипуляторов (IK-handles). Основа IK-системы присоединяется к суставу, который выбран корневым для данного IK-сегмента. Это может быть произвольный сустав иерархической цепочки.

Кости и суставы в методе обратной кинематики двигаются только под действием IK-манипуляторов. При этом IK-решатель определяет, как повернуть суставы цепочки, чтобы они соответствовали изменившемуся положению манипулятора. Поворот суставов, в свою очередь, приводит к изменению положения костей.

Представьте, что кто-то взял кисть вашей руки и перемещает ее. Этот кто-то, держащий вас за руку, является аналогом IK-манипулятора. Перемещение кисти заставляет остальные кости руки поворачиваться в плечевом и локтевом суставах, а также в области запястья. Анимация начинается с самого младшего члена иерархии (рис. 9.3). Именно поэтому данный метод называется методом обратной кинематики.

Иллюстрированный самоучитель по Maya 6 › Дополнительные техники анимации › Скелеты и кинематика. Скелеты и иерархия.
Рис. 9.3. При анимации системы костей по методу обратной кинематики суставы вращаются в ответ на перемещение ИК-манипулятора

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.