Иллюстрированный самоучитель по "1С:Бухгалтерия 7.7"

Завершающие операции отчетного периода

Учет представительских расходов в составе расходов текущего отчетного (налогового) периода

В соответствии с пунктом 2 статьи 264 НК РФ, к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

Представительские расходы учитываются на счете Н03.03 "Представительские расходы". Эти расходы подлежат нормированию, т.е. учету в составе прочих расходов текущего периода. По дебету этого счета отражаются суммы, подлежащие нормированию, по кредиту уже нормированные (отнесенные к прочим расходам). Проводки в дебет формируются документом "Операции приобретения имущества, работ, услуг, прав", если в поле "Вид расхода" установлено "Представительские расходы", и при расчете стоимости материалов, товаров, продукции, использованных на эти цели (документ "Регламентные операции по налоговому учету"). Регламентная операция "Учет представительских расходов" обслуживает счет Н03.03 по кредиту.

Сумма учитываемых в этом месяце данной операцией прочих расходов текущего периода определяется как сумма, не превышающая 4 процентов от расходов на оплату труда, в соответствии со статьей 255 НК РФ, с начала текущего года. Сумма расходов на оплату труда, используемая для расчета предельных значений представительских расходов – это сумма следующих показателей:

  • Расходы, отраженные в документах "Расходы на оплату труда" с начала года (учитываются только проведенные документы);
  • Расходы по договорам добровольного страхования, предусмотренные в подпункте 16 статьи 255 НК РФ, с начала года, который складывается из кредитового оборота с начала года последующим счетам:
  • Н03.05 "Добровольное страхование по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников";
  • Н03.06 "Добровольное личное страхование, предусматривающее оплату страховщиками медицинских расходов";
  • Н03.07 "Договоры добровольного личного страхования, заключаемые исключительно на случай наступления смерти или утраты трудоспособности".

На рассчитанную таким образом сумму прочих расходов текущего периода документом "Регламентные операции по налоговому учету" формируются проводки по вспомогательным забалансовым счетам:

  • Кт Н03.03 "Представительские расходы";
  • Дт Н07 "Косвенные расходы", группа (вид) расходов "Представительские расходы".

Учет расходов на рекламу в составе расходов текущего отчетного (налогового) периода

К расходам организации на рекламу, в соответствии с пунктом 4 статьи 264 НК РФ, относятся:

  • расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
  • расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
  • расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок – продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные выше (в абзацах втором – четвертом пункта 4 статьи 264 НК РФ), осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.

Расчет расходов на рекламу, которые должны быть включены в состав прочих расходов в размере, не превышающем одного процента выручки от реализации, и их включение в расходы текущего периода выполняется операцией "Учет расходов на рекламу (Н03.04)".

Расходы на рекламу, подлежащие нормированию, учитываются на счете Н03.04 "Расходы на рекламу". По дебету данного счета отражаются суммы нормируемых фактических расходов на рекламу, по кредиту – расходы на рекламу, учтенные в составе прочих расходов текущего периода. Счет Н03.04 дебетуется при проведении документа "Операции приобретения имущества, работ, услуг, прав" и "Списание материалов, товаров, продукции", если в реквизите "Вид расхода" указан вид "Расходы на рекламу (по нормативу)". Документом "Регламентные операции по налоговому учету" формируются проводки по кредиту счета Н03.04.

Сумма нормируемых расходов на рекламу за налоговый период, учитываемая в составе прочих расходов текущего налогового периода, не должна превышать одного процента от выручки с начала года, которая отражается как кредитовый оборот по счету Н06 "Доходы от реализации имущества, работ, услуг, прав". Поэтому сумма нормируемых расходов на рекламу, оказывающая влияние на налоговую базу, – это меньшая из сумм: суммы фактических нормируемых расходов на рекламу (сальдо конечное дебетовое по счету Н03.04) и одного процента от выручки (кредитового оборота по счету Н06). Таким образом, данная регламентная операция отражает нормируемые расходы на рекламу в размере, не превышающем норматив, по кредиту счета Н03.04.

Документом "Регламентные операции по налоговому учету" формируются проводки:

  • Кт Н03.04 "Расходы на рекламу";
  • Дт Н07.04 "Косвенные расходы", группа (вид) расходов "Расходы на рекламу";
  • на рассчитанную выше сумму прочих расходов за минусом нормированных расходов на рекламу, учтенных ранее в составе прочих расходов (кредитовый оборот по счету Н03.04 с начала года).
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.