Порядковая регрессия
В то время как, мультиномиальная регрессия, представленная в разделе 16.5, предназначена для зависимой переменной, относящейся к номинальной шкале, то порядковая регрессия предназначена для целевой переменной, принадлежащей к порядковой шкале. Независимые переменные и здесь должны быть категориальными (то есть иметь номинальную или порядковую шкалу), однако в качестве ковариат допускается применение переменных с интервальной шкалой.
Мы изучим данный метод при помощи примера из области психологии. В главе 19.3 будет рассматриваться "Анкета о специфике лечения психических заболеваний в больнице Фрайбурга", которая дает представление о работе с пациентами на основании 35 отдельных пунктов. К примеру, восприимчивость пациента к целенаправленным лечебным действиям выясняется при помощи пункта "Разработать план и затем приступить к его воплощению", причем ответ дается в соответствии с пятибалльной шкалой: от "абсолютно не верно" (кодировка 1) до "абсолютно верно" (кодировка 5).
Эта типичная порядковая переменная должна быть исследована в зависимости от возраста, пола, продолжительности болезни и образования. Значения приведенных переменных были собраны в отношении 85 пациентов и находятся в файле plan.sav.
- Откройте файл plan.sav.
- Выберите в меню Analyze… (Анализ) › Descriptive Statistics (Дескриптивные статистики) › Frequencies… (Частоты) и постройте частотные таблицы для всех переменных.
ALTer (Возраст)
Frequency (Частота) | Percent (Процент) | valid Percent (Действительный процент) | uumuiative percent (Совокупный процент) | ||
Valid (Действительное значение) | bis 40 Jahre (дo 45 лет) | 29 | 34.1 | 34.1 | 34.1 |
41-55 Jahre (41-55 лет) | 29 | 34.1 | 34.1 | 68.2 | |
ueber 55 Jahre (Свыше 55 лет) | 27 | 31.8 | 31.8 | 100.0 | |
Total (Сумма) | 85 | 100.0 | 100.0 |
Geschlecht (Пол)
Frequency (Частота) | Percent (Процент) | Valid Percent (Действительный процент) | Cumulative Percent (Совокупный процент) | ||
Valid (Действительное значение) | maennlich (Мужской) | 44 | 51.8 | 51.8 | 51.8 |
weiblich (Женский) | 41 | 48.2 | 48.2 | 100.0 | |
Total (Сумма) | 85 | 100.0 | 100.0 |
Krankheitsdauer (Продолжительность болезни)
Frequency (Частота) | Percent (Процент) | Valid Percent (Действительный процент) | Cumulative Percent (Совокупный процент) | ||
Valid (Действительное значение) |
bis 5 Jahre (До 5 лет) | 24 | 28.2 | 28.2 | 28.2 |
6-10 Jahre (6-10 лет) | 16 | 18.8 | 18.8 | 47.1 | |
11-20 Jahre (11-20 лет) | 32 | 37.6 | 37.6 | 84.7 | |
ueber 20 Jahre (Свыше 20 лет) | 13 | 15.3 | 15.3 | 100.0 | |
Total (Сумма) | 85 | 100.0 | 100.0 |
Schulbildung (Образование)
Frequency (Частота) | Percent (Процент) | Valid Percent (Действительный процент) | Cumulative Percent (Совокупный процент) | ||
Valid (Действительное значение) | Haupt-schule (неполное среднее) | 53 | 62.4 | 62.4 | 62.4 |
Mittlere Reife (среднее) | 18 | 21.2 | 21.2 | 83.5 | |
Abitur (аттестат зрелости) | 14 | 16.5 | 16.5 | 100.0 | |
Total (Сумма) | 85 | 100.0 | 100.0 |